Сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе
Нижегородской области
Сегодня: 19 марта, 2024 (Вторник)
 Главная | Фотоальбомы
Помощь проекту
Карта Сбербанка:
4276 1609 4789 6784 (СМШ)
Последние комментарии
Евгений (Статьи)
4 февраля 2024 — 10:42
Моя бабушка как-то говорила: "мы не эрзя и не мокша. Мы - шокша" Она родом из Печь. >>>
Гость (Статьи)
28 ноября 2023 — 22:57
Материал сырой и не точный. >>>
petr123 (Статьи)
5 ноября 2023 — 00:01
Спасибо >>>
admin (Статьи)
4 ноября 2023 — 19:45
Добрый день. 1) Насколько я знаю, два ADSL модема не соединятся между собой. Только связка DSLAM и ADSL модем. В связке могут работать два SHDSL... >>>
petr123 (Статьи)
4 ноября 2023 — 17:49
Добрый день. Спасибо за скетч и схему Но у меня вопросы. 1) Я бы хотел промерить характеристики провода. Те у меня нету на обратной стороне провода... >>>
Прогноз погоды
Поиск по ключевому слову
Ежедневный гороскоп
Вчера  Сегодня  Завтра
Овен (21.03–20.04)
19.03.2024
Последнее время у вас появилась тенденция не замечать ничего, кроме волнующей вас проблемы, будь то работа или вопросы, связанные с личной жизнью. Все же постарайтесь вспомнить, что существует еще и окружающий мир, в котором, несмотря на удручающую экологическую обстановку, все равно неплохо.
Случайное изображение
НАродные мотивы 1.jpg
Мудрые мысли
Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те кто заслуживает, не заставят тебя плакать.
Габриэль Маркес
Реклама
Наш баннер
Лукоянов.Ру - сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе.


Фильтр:

История отдельных поселений Лукояновского района и происхождения их названий
20 Июля, 2012 - 22:06:51 (opergs)
Интересна история отдельных поселений и происхождения их названий. Главным источником изучения истории заселения Лукояновского района является «Писцовая книга бортничьих и мордовских деревень Арзамасского уезда, составленная писцами В. Ф. Киреевым и Григорием Молчановым в 1677 году». Установить происхождение названий населенных пунктов можно и по арзамасским поместным актам. В основном эти названия связаны с именами новых землевладельцев.

Так, в грамоте о размежевании поместий Лопатиных и Варвары Микулиной, датируемой 14 февраля 1595 года, упоминается деревня Курово. В грамоте говорится, что эта деревня числилась за Иваном Гавриловым, сыном Микулина, как старое поместье на реке Ошнаре. Деревня Курово в документах XVII века упоминается уже как Гаврилово, по имени своего помещика.

Возникновение сел Лопатина и Никулина устанавливается по этим же документам. Весной 1595 года по царскому приказу поместья Третьяка и Федора Лопатиных были отмежеваны от поместий Ивановских, жены Микулина. По левую сторону реки Ошнары земли отошли к Лопатиным, где возникло село Лопатино, а по правую - к Микулиным, где появилось с. Никулино. При разделе земли присутствовали чуфаровский поп и сыны боярские Саврасовы. Последние прибыли в Залесный стан с разрешения боярина И. С. Ржевского и положили начало деревни Саврасовой. В 1610 году она была пожалована стряпчему Ивану Кирееву.

В межевых книгах поместий Алексея Теплова (1598) впервые упоминается помещик Богдан Сонин, который приехал в Залесный стан в пустошь Суворовское усадище на реке Ошнаре. Эта пустошь находилась по соседству с поместьем Ивана Гаврилова и принадлежала помещику Ульянину. В пустоши, где не было ни построек, ни людей, Богдан основал деревню Сонино.
А на место теперешней Мерлиновки приехал помещик Плаки де Мерлин, с тем чтобы присоединить пожалованную ему территорию в Залесном стане к своей вотчине, и было вполне естественно, что деревня получила имя своего вотчинника.

В межевых книгах Ивана и Тимофея Есиновых и Степана Сафронова от 1598 года упоминается деревня Ульяново. Она была основана выпущенными из Нижнего Новгорода на волю пленными литовскими пушкарями, которые помогли нижегородцам отбить наступление татарского войска в 1550 году. Литовцы во главе с паном Ульяном были поселены на землях будущего Лукояновского уезда. Здесь и возникла деревня Ульяново.

Названия сел Большое Мамлеево и Большие Ари своим происхождением также связаны с именами первых землевладельцев, которыми стали татарские мурзы Мамлейка и Арька, перешедшие на сторону Ивана Грозного и пожалованные за это землями.

Что касается происхождения названий мордовских поселений, то они чаще всего носят имена первопоселенцев. В документах XVI века есть упоминание о Семене Атингееве, проживавшем в Залесье на речке Пойка. Он явился основателем д. Атингеево.

В арзамасских поместных актах за 1587 год впервые упоминается мордовская деревня Ермензенки (от древнемордовского имени Ерменза). В 1675 году д. Ермензенки была отдана гостю Семену Сверчкову на будные станы. Мордва из этих мест ушла, а на месте бывшей мордовской деревни возникло русское поселение, которое на карте XVIII века уже обозначается как Тольский Майдан. В названии села отразилась особенность его хозяйственной жизни - производство поташа.

Другая группа мордовских сел носила названия урочищ, где находились эти поселения: Чиргуши (косая поляна), Пичингуши (сосновая поляна), Березовка. Эта деревня возникла в начале века. Первыми поселениями здесь были три мордовских двора с шестью душами мужского пола и таким же количеством женского пола, выселившимися из с. Нового Иванцева. Село это впервые упоминается в актах о землепользовании, относящихся к 1595 году, под названием Иванцево Аржеманово в связи со спором о его границе с селом Ульяновом. Жители Иванцева жаловались на соседних помещиков «пана Ульяна и Косогривовых: которые нарушили межу и их землю перепахивают и называют своею».

В писцовых книгах, относящихся к XVI веку, говорится о каком-то Ивашке Лукоянове, который поселился в верховьях Теши и поставил мельницу, «колесо русское». Он и положил начало деревушке Лукояновой. О том, что действительно деревня Лукоянова получила название от имени первопоселенца, говорит живучесть этой фамилии в данном регионе на протяжении нескольких десятилетий. Так, в платежной книге начала XVII века есть упоминание о сборах оброка с мужика Олешки Лукоянова: «У Олешки Лукоянова с кузницы, что пригорожена к Панориловке кузнице оброку гривна, и те деньги на нынешний (1629 г. - Ред.) взяты сполна» (Нижнего Новгорода книга платежная всяким денежным пошлинам и оброчным сборам и доимкам). В середине XVII века в записной книге о сборе за проданное казенное вино указывается, что «июня с 1-го числа июля по первое число Федору Лукоянову продано 10 ведер». Раньше Федора в 1657 году продажей вина в кабаках занимался Семен Лукоянов (Смирнов М. Нижегородские казенные кабаки и кружечные дворы XVII столетия. 1913).Сначала деревушка Лукоянова входила в вотчину Бутурлина, затем переходила из рук в руки от одного помещика к другому, а в XVIII веке село Лукояново находилось уже в составе экономических сел.

Правительство первых царей династии Романовых в XVII веке продолжало раздачу земли помещикам. Так, крупному помещику Морозову царь Алексей Михайлович пожаловал несколько тысяч десятин в будущем Лукояновском уезде, на которых была поселена «литва». Русское население «окрестило» новых поселенцев «будаками». Долгое время происхождение лукояновских «будаков», отличавшихся не только наречием, но и костюмом, составляло для многих загадку. Ответ на нее был найден только в 1835 году В.И. Далем и П. И. Мельниковым. По особенности выговора Даль узнал в них мензелинскую «шляхту». Он попросил Мельникова порыться в архивах. «Архивы,- пишет П. И. Мельников,- были тогда во многих руках». Но все же подтверждение предположению В. И. Даля он нашел. В XVII веке при царе Алексее Михайловиче в Лукояновский уезд, равно как и в Мензелинск (Татария), была поселена «литва», то есть собственно белорусы (Мельников А. П. Нижний Новгород и Нижегородская губерния. 1896. С. 86). Позднее эти земли находились в руках крупных землевладельцев уезда: Разумовского, Кочубея и Лубяновского. Сейчас на территории нашего района осталось три населенных пункта с потомками белорусов: Елфимово, Красная Поляна и пос. Белецкий.

Заселение территории района шло неравномерно. Его центральная часть (лесостепная) была заселена раньше, в XVI-XVIII веках, а что касается лесных дебрей алатырской зоны (южная часть района), то она была заселена только во второй половине XIX века. Тогда и появились здесь такие поселения, как Орловка, Буцкое, Пандас, Николай Дар, Волчиха, Скопинка и другие. Они заселялись выходцами из разных сел Орловской, Тамбовской, Пензенской, Новгородской, Рязанской и других губерний. На самом юге, за Алатырем, издавна существовало единственное мордовское мокшанское село Печи. В 1915 году от него отделилось село Санки (сана - река).

В настоящее время на территории Лукояновского района находится 14 мордовских сел. Эрзянские села расположены двумя группами. В восточной части района это Чиргуши, Пичингуши, Новоселки, Крапивка, Кельдюшево. В юго-западной расположены Иванцево, Шандрово, Атингеево, Мессинговка, Салдаманово, Николаевка и отдельно, в северной части района, Березовка. Мокшанские села Печи и Санки находятся на юге. Остальные 52 населенных пункта - русские.

Особенности заселения территории района отразились не только на национальном составе населения, но и на пестроте говоров и наречий, обычаях, привычках и даже характерах жителей разных сел. Взять хотя бы разнообразие говоров, из которых очень редко совпадут принадлежащие населению двух рядом расположенных сел. Есть несколько сел, жители которых по-нижегородски сильно «окают». Это Хорошево, Крюковка, Малая Поляна. У жителей Волчихи «акающий» (московский) говор; твердое «ч» у лопатинцев; распевность речи у жителей Гаврилова. Правильная литературная речь у Перемчалковцев; мягкое окончание глаголов у жителей Скопинки. В речи жителей Никулина и Кудеярова отмечается замена «г» на «ц». Много белорусских слов и особенностей произношения сохранилось в речи жителей Елфимова и Красной Поляны.

И по душевному складу жители наших сел разные. Доброжелательны, просты и тактичны жители Перемчалок; деловиты и серьезны жители Больших Арь; работящи и предприимчивы лопатинцы; скромны, гостеприимны и очень музыкальны жители Волчихи; беспредельно терпеливы, непритязательны в быту и труде елфимовцы. Жителей села Иванцева отличает сильно-развитое чувство собственного достоинства.

Но, несмотря на пестроту этнического состава населения нашего края, всех его жителей объединила лукояновская земля. За многовековую совместную историю произошло естественное сближение народов. Их связала не только единая территория, но и хозяйственные отношения. Знаменитые чиргушские портные «обшивали» всю округу; лопатинские ткачихи снабжали домоткаными холстами - «клетками» (домотканая пестрая , клетчатая ткань) - не только население своего района, но и соседних Болдинского и Шатковского. Елфимовские и Неверовские плотники ставили сотни домов во всех окрестных селах. Семьдесят пять семей кудеяровских бондарей снабжали весь уезд деревянными ведрами (бадьями). Пойские мастера санного производства обеспечивали уезд санями. Добрая половина уезда пользовалась веревками, которые вили жители Малой Лукановки. Весь уезд ездил на телегах, поставленных на силинские колеса, а печенские углежоги развозили уголь по всем кузницам округи.

Объединяла жителей уезда и совместная борьба против угнетателей. Как русское, так и мордовское население активно участвовало в крестьянских войнах Степана Разина, Емельяна Пугачева, в революциях 1905 и 1917 годов. И наказаниям за это участие со стороны царского правительства оно подвергалось одинаковым.

Русско-мордовские отношения в регионе на разных социальных уровнях складывались по-разному. Чтобы ускорить христианизацию мордвы, православная церковь пыталась противопоставить людей разных наций друг другу. Церковь запрещала русским общаться с мордовскими «нехристями». Но простым людям нечего было делить. Позиция разных групп населения в национальном вопросе нашла яркое отражение в народной пословице, записанной молодым Н. А. Добролюбовым в Нижегородской губернии: «С боярами знаться честно, с попами свято, а с мордвой хоть и грех, а лучше всех». «Грех» - это позиция церкви, а «лучше всех» - это позиция простых людей. Но попытка помешать сближению двух народов была безуспешной. Как доносил Святейшему Правительствующему Синоду епископ Нижегородский и Алатырский Дмитрий 16 мая 1743 года, «неученые Христиане [крестьяне] при их [мордвы] бесовских игралищах приходят обществом и скверным их жертвам приобщаются, пьют и едят с ними заедино» (Веселовский С. Б. Арзамасские поместные акты. 1918. С. 323).

Итак, население Лукояновского района формировалось из коренного мордовского населения и русских и белорусских переселенцев, собранных с разных концов Российского государства. Процесс этот был длительным, противоречивым и сложным, и не в этих ли особенностях кроется источник щедрости лукояновской земли на интересных, увлеченных, самобытных и талантливых людей...

Автор: С.Ф. Араев
Источник: Край наш Лукояновский. Составитель: Ф. И. Кедяркина, Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
Последнее редактирование: 30 Марта, 2013 - 16:06:16 (opergs)

Комментарии

04 Февраля, 2024 - 10:42:52 (Евгений)

Моя бабушка как-то говорила: "мы не эрзя и не мокша. Мы - шокша" Она родом из Печь.
28 Мая, 2022 - 00:40:19 (Владислав)

Ничего нет про Новомихайловку
24 Декабря, 2017 - 16:23:05 (Гость)

ничего нет про новое начинание

Наверх