Сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе
Нижегородской области
Сегодня: 08 мая, 2024 (Среда)
 Главная | Фотоальбомы
Помощь проекту
Карта Сбербанка:
4276 1609 4789 6784 (СМШ)
Последние комментарии
Владимир (Статьи)
3 мая 2024 — 14:15
Здравствуйте а фото есть? >>>
Евгений (Статьи)
4 февраля 2024 — 10:42
Моя бабушка как-то говорила: "мы не эрзя и не мокша. Мы - шокша" Она родом из Печь. >>>
Гость (Статьи)
28 ноября 2023 — 22:57
Материал сырой и не точный. >>>
petr123 (Статьи)
5 ноября 2023 — 00:01
Спасибо >>>
admin (Статьи)
4 ноября 2023 — 19:45
Добрый день. 1) Насколько я знаю, два ADSL модема не соединятся между собой. Только связка DSLAM и ADSL модем. В связке могут работать два SHDSL... >>>
Прогноз погоды
Поиск по ключевому слову
Ежедневный гороскоп
Вчера  Сегодня  Завтра
Овен (21.03–20.04)
08.05.2024
Сегодня у вас будет достаточно времени, чтобы заняться усовершенствованием достигнутого. Тщательно отшлифованный результат вашего труда будет оценен куда выше, чем нечто, сляпанное на скорую руку.
Случайное изображение
улица Золина Перемчалки.jpg
Мудрые мысли
"Есть люди, которые никогда не заблуждаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями".
Иоганн Вольфганг Гёте
Реклама
Наш баннер
Лукоянов.Ру - сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе.


Фильтр:

И.И. ПОЗДЯЕВ. Дневники переводчика. Воспоминания о Великой Отечественной...
18 Мая, 2015 - 13:59:09 (opergs)
Часть четвертая
УЧИТЕЛЬ. Начало.

В Хотиновке

В конце сентября 1943 года после расформирования партизанского соединения отрядов «За Родину!» (в Черниговской области) меня вызвал предрайисполкома (а в нашем партизанском отряде он был комиссаром) и предложил мне идти в любую школу директором. Отвечаю ему: «Я только перед войной окончил педучилище, и опыта работы в школе у меня нет, тем более директорского». Он настаивает: «У нас школы открывают: немцев прогнали, кадров для школ нет, учителя нужны». – «Ну, учителем я согласен, только куда? И меня ведь все равно в армию возьмут». – «А мы бронь наложим, как только в военкомат вызовут, позвоните мне. Мы тут же договоримся – и не возьмут, потому что все школы у нас без учителей, особенно мужчин не хватает». В конце концов, я согласился ехать в село Хотиновку, за 30 километров от районного центра Носивка (Носовка). В военкомате дали нам, нескольким учителям, по автомату и запас патронов. Поставили задачу: кроме учительской работы будете еще и в самообороне на случай нападения бандитов или заблудившихся немецких солдат – ведь не все еще неприятельские части уничтожены, а частично рассеяны по лесам. Из райцентра я прошел в сторону Хотиновки примерно 15 километров, зашел в один сельский дом, попросил водички попить, однако хозяйка меня не только напоила, но и накормила: колхозы в тех краях были богатые, а люди – добрые, отзывчивые. Более того, это был партизанский край, и наше партизанское соединение "За Родину!" и другие отряды не позволили немцам увезти урожай 1943 года и угнать население на каторжные работы в Германию. Поблагодарил хозяйку, вышел, и вижу: едет подвода, на ней старший лейтенант и сержант, и за ней вторая подвода – военная бричка, везут что-то из военного имущества. Меня спросили: – Вы партизан, что ли? (а у меня автомат и алая ленточка на кубанке). – Да, партизан. – А сейчас куда? – В Хотиновку. – Садись с нами, довезем, нам как раз по пути. У очередного села старший лейтенант спрашивает: «Где бы нам переночевать, а то стемнеет скоро, и заодно бы еще кое-что найти: душа просит?». – «Я, – говорю, – могу подсказать. Вот, вижу, овин в огороде и там дымок валит, идите туда и все, что нужно, приобретете». Мы заехали во двор – нам открыли ворота, – мои попутчики военные зашли и быстро справились с задачей. И старики – это они алхимичили в овине – были довольны тем, что «микстуру» приготовили очень кстати. Поговорили по душам, вздремнули, а утром довезли меня до Хотиновки (оставалось километров пять). Зашел к директору школы. Угол здания был немного поврежден взрывом, да крышу снесло с одного угла; ремонта еще не успели произвести, но внутри помещения выглядели хорошо. Директор школы был растерянный какой-то, черные глазки бегают (а мне в райисполкоме сказали, что он человек был трусливый, с партизанами не общался, не помогал, не участвовал в сопротивлении немцам, и поэтому всего боялся). Директор меня подобострастно спрашивает: «Вас прислали директором школы?». – «Да нет, только учителем; могу учить русскому языку, немецкому языку, литературе, военному делу». И мне набрали по шесть часов в день – это большая нагрузка, по крайней мере, для начинающего учителя. С точки зрения материальных условий работы никаких трудностей не было: колхоз был богатый, и крестьяне не бедствовали. Например, общественную картошку развозили по домам ученики старших классов в большом ящике на телеге; картошку привезут и скорее сваливают, иначе хозяйка, если увидит – станет ругаться и заставлять увезти обратно. Сваливают картошку и галопом мчатся за следующим грузом для другого подворья. Кукурузы у всех полно, пшеницы полно, арбузы, дыни – все что угодно; в Хотиновке были также большие пруды – и колхозники разводили гусей и другую домашнюю птицу. Мне выписали в колхозе продукты. Я принес ордер на получение продуктов своей очень разговорчивой квартирной старушке-хозяйке. А хозяин – в Первую мировую войну он был на фронте фельдшером – оглох, потому что в 33-м году был страшный голод, и люди варили и ели даже люпин. И от горечи люпиновой и яда многие, и он в том числе, оглохли, и старуха вынуждена была постоянно кричать ему в ухо, то есть была при нем вместо переводчицы. Я попросил ее получить на меня продукты. «Не пойду, – решительно говорит она, – все село засмиеться: одного вчитэля (учителя – авт.) не можемо прогодуваты! (т.е. прокормить – авт.)». После я сменил продукты на фуражное зерно – его хозяева согласились взять. Так у них я и жил: народ был очень гостеприимный. Затем выбрали завуча, по возрасту почти пенсионера, который временно был и директором школы. В первые дни я работал только в школе и вел по шесть уроков ежедневно в послеобеденное время, пока не получил неожиданного предложения, от которого не имел морального права отказаться…

Кузнец по совместительству

Как-то приходит кузнец дядя Ваня, по прозвищу Цыкало: – Мне сказал председатель колхоза, чтобы Вы помогли мне в кузнице работать: требуется провести ремонт сельхозинвентаря, а у меня нет помощника. – Но кто-то там молотом стучал, – говорю ему. – А это Мотря была, девка со здоровенными плечами, и недавно она замахнулась кувалдой, но по секачу не попала, а стукнула по наковальне, и от края наковальни осколок оторвался – смотри, какая дырка у меня: пробило костюм, кожу и чуть в живот не залез осколок. А я смерти не хочу. Поэтому я отказался от нее, сказал ей: иди ты, дура, на войну, там, может, немца убьешь, а мне еще нужно жить, у меня вон сколько детей. Вот такой был чудак этот кузнец Цыкало. Прозвище он получил такое потому, что он жене цыкал «С-С-Цыц-цыц!», если жена пыталась его ругать. В кузнице мы с Цыкало производили ремонт: я молотобоец и слесарь, он – кузнец; только не умел он делать более тонкую работу, в частности, металлическую посуду, а остальное – мог, например, заострить зубья для борон и т.д. Обычно я отвертываю гайки, вынимаю зубья, он их нагреет в горне, обстучит их, сделает подлиннее и поострее, я опять привинчиваю… Половину дня я работал с кузнецом; председатель был очень доволен, говорил: «Проси, что угодно, квартиру тебе дадим, семью свою привози…» Я отвечаю: «Не заимел еще семью, кого привезти?». Таким образом, ежедневно до обеда работал в кузнице, после обеда – в школе, а вечерами изучал украинский язык. Выйду, посмотрю: у директора школы свет, тогда подойду, постучу в окно и спрашиваю: что означает вот такое слово – нет словаря у меня – он пояснит. И уже достаточно много слов по-украински выучил, стал петь вместе с украинцами в сельском хоре. (Позже, в кавалерии, я также участвовал в хоре – мы пели много украинских песен, а по окончании войны, до демобилизации, я был два месяца начальником клуба – там тем более собирали хор, обучал нас капельмейстер, в том числе украинским песням – и я люблю их и знаю несколько десятков). В Хотиновке старушка-хозяйка старалась говорить со мной по-русски, но получалось у ней плохо. Как-то я неосторожно заговорил с ней по-украински – она давай по спине колотить меня своими кулачками: «Что ж ты заставил меня так маяться, чуть язык не сломала – нияк нэ можу по-российскому балакаты, нэ знаю российску мову, нэ вчилы!». – «Извиняюсь,– говорю, – я как-то забывался». Затем дело освоения языка пошло ускоренно: они все любят песни петь, и я запеваю украинскую песню, а они подхватывают. «И украинськи песни наши знает!» – дивились они. Народ хороший был, дружный. Вообще скажу, что – где бы я ни был – мне плохие люди не встречались. С Цыкало мы дополнительно делали для сельчан ведра, формы для хлеба, тазики из жести. Они удивлялись, как это учитель умеет делать разную посуду… А они на поду пекли хлеб. В первый раз хозяйка позвала всех соседей посмотреть, как надо заправлять формы, чем помазать и т.д. Заправили, по часам следили: через 2 часа вынимать из печи. Вынули: а как теперь изъять из формы? «Стукни по углу – вывалится!» – подсказываю. Научились. И все соседки стали просить мою хозяйку, чтоб и им тоже я сделал формочку для хлеба. Пришлось около амбара устроить нечто вроде мастерской, и выполнять их заказы из ими же принесенной жести: и формы для хлеба, и ведра – шов был аккуратный и без всякой замазки не протекал, потому что мой отец был кузнец, и я в кузнице видел, как он при мне это делает.
Последнее редактирование: 04 Сентября, 2015 - 14:39:50 (opergs)

Комментарии

Пока нет комментариев

Наверх