Сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе
Нижегородской области
Сегодня: 28 апреля, 2024 (Воскресенье)
 Главная | Фотоальбомы
Помощь проекту
Карта Сбербанка:
4276 1609 4789 6784 (СМШ)
Последние комментарии
Евгений (Статьи)
4 февраля 2024 — 10:42
Моя бабушка как-то говорила: "мы не эрзя и не мокша. Мы - шокша" Она родом из Печь. >>>
Гость (Статьи)
28 ноября 2023 — 22:57
Материал сырой и не точный. >>>
petr123 (Статьи)
5 ноября 2023 — 00:01
Спасибо >>>
admin (Статьи)
4 ноября 2023 — 19:45
Добрый день. 1) Насколько я знаю, два ADSL модема не соединятся между собой. Только связка DSLAM и ADSL модем. В связке могут работать два SHDSL... >>>
petr123 (Статьи)
4 ноября 2023 — 17:49
Добрый день. Спасибо за скетч и схему Но у меня вопросы. 1) Я бы хотел промерить характеристики провода. Те у меня нету на обратной стороне провода... >>>
Прогноз погоды
Поиск по ключевому слову
Ежедневный гороскоп
Вчера  Сегодня  Завтра
Овен (21.03–20.04)
28.04.2024
Сегодня у вас может появиться склонность усложнять себе жизнь безо всякой на то причины. Нет ничего более изматывающего, нежели постоянное ощущение дискомфорта. Смотрите на вещи проще, у вас наверняка гораздо меньше оснований нервничать, чем вам кажется.
Случайное изображение
zolotoe_voskresen`e_bab`ego_leta_2011_6.jpg
Мудрые мысли
Бывает два способа осознания своего бытия: либо — просто верить, что в нашей жизни нет ни малейшего места чуду, либо же считать чудом и счастьем абсолютно все, что уже есть.
Альберт Эйнштейн
Реклама
Наш баннер
Лукоянов.Ру - сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе.


Фильтр:

ОТ ТЮШТИ К ЗАРАТУСТРЕ...
12 Ноября, 2013 - 09:02:19 (admin)
Интервью с директором Музея эрзянской культуры Николаем Ивановичем Аношкиным
anoshkin.jpg

Когда и при каких обстоятельствах возникла мысль создать Музей эрзянской культуры? Кто был инициатором?

К созданию музея подошли не от хорошей жизни. В 1991 году шла ломка моральных ценностей. Лукояновский районный Дом культуры был показателем здоровья российского общества. Зрительный зал ДК сдавался в аренду самым сомнительным артистическим группам, среди которых выделялись шоу низкопробных цирковых программ, карликов-уродов, цыганский табор, стриптиз и демонстрация порнофильмов. Из другого конца ДК доносилось церковное пение. Районное начальство было занято «прихватизацией».

На этой волне власть ликвидировала народную киностудию «Поиск», получившую известность своими социальными фильмами. Руководитель киностудии М.А. Савлев никак не мог согласиться с решением властей, куда только не обращался за помощью, писал в центральные газеты.

В областном управлении культуры знакомый чиновник предложил ему вместо киностудии создать что-нибудь новое, связанное с национальной тематикой, познакомил с программой министерства культуры РФ, направленной на возрождение культуры и языка малых народов Поволжья. Савлеву ничего не оставалось делать, как согласиться.

На это были выделены немалые реальные деньги. В районный отдел культуры и поступили эти целевые денежные средства. Незадолго до этого, заступивший на пост зав.отделом культуры, бывший вчера еще баянистом, не знал как поступить с деньгами, на какие цели их направить.

В это время М.А. Савлев агитировал меня, руководителя художественно-оформительской мастерской, взяться за организацию музея с национальным уклоном. Между прочим, хотя некоторый опыт создания музейных разделов у меня был, но я не соглашался. Видел авантюрность этой идеи и личные интересы Савлева. Однако не стал огорчать друга - сделал проект и эскизы музея, как музея культуры, клуба, киностудии.

Где размещался музей на момент его создания?

Музей намечено было создавать в помещении киностудии. Но получилось так, что руководитель ДК часть помещения отобрала - дескать, вам и так много. Остались на 20-ти квадратных метрах. Оформление помещения начальник культуры поручил залётному гастролёру. Мы впали в уныние. После трёх месяцев горе-художник бросил работу, оставил кучу испорченного материала. И снова Савлев тянет меня за руку к начальнику. Тому ничего не оставалось делать, махнул рукой - «валяйте!»

Кто подарил музею первые экспонаты и что именно? Желательно назвать поименно всех, кого вспомните.

Я осознавал всю авантюрность затеянной работы, начинать приходилось с нуля. Савлев был плохим помощником, одни пустые разговоры, которые отвлекали от дела. Начиная с конца 1991 года и до ноября 1992 года, практически все работы вел сам. Начальника культуры совершенно не интересовало то, чем я занимался. С трудом выбивал материалы, скудные деньги. Как стало мне потом известно, на развитие национальной культуры деньги шли из областного центра, но куда они уходили известно только начальнику и главному бухгалтеру. Но я рад был и тому, что не мешали.

Заслуга Савлева в том, что он привлек внимание к начатому делу Лукояновских краеведов и даже доцента из Нижнего Новгорода - этнографа Н.В. Морохина. Их подсказки были очень нужны. Всякая литература, тем более научная на тот период отсутствовала в Лукояновских библиотеках.

Первый, кто пришел в музей - это уважаемый краевед Афанасьев А.В., принес из жести ручной работы кувшин и кочедык с костяной ручкой.

От краеведа Мелёхина А.Н. поступило несколько каменных орудий труда, лещило, отбойники. Ему мы раньше помогали создавать сельский музей.

Круг людей заинтересованных музеем расширялся. На первых началах с большим воодушевлением консультировался у профессора Мокшина Н.Ф. Однако в дальнейшем с ним порвал свои отношения, я создавал музей эрзянской культуры, а не мордовский музей, не музей Мокшина. Открытие музея состоялось 20 ноября 1992 года. Это был поистине праздник эрзянской культуры.

Какие основные функции выполнял музей на первоначальном этапе своей жизни, и кто был его первым руководителем?

Год и два месяца музеем руководил Михаил Алексеевич Савлев на общественных началах. Это вполне естественно: многое держалось исключительно на его воодушевлении, на его стремлении. В день принимали около 200 человек, крутили фильм, проводили лекции. Я оставался художником-оформителем, и эта музейная деятельность отнимала много времени, которое никто не оплачивал. Без меня Савлев не мог обойтись.

В декабре 1993 года музей получил признание на областном празднике «Аукцион идей-93», как клуб, киностудия, музей.

После ухода Савлева из РДК, вся тяжесть музея легла на мои плечи, и только в апреле 1994 года я был оформлен администрацией отдела культуры как директор музея по штатному расписанию. В это же время определяю статус музея как «Эрзянь культурань музеесь» - «Музей эрзянской культуры», начинаю плановую работу. Основной задачей было пропаганда эрзянского языка и последующее внедрение его в качестве изучаемой дисциплины в школьную программу. Это удалось после создания при музее общественной организации «Ассоциация по спасению эрзянского яыка имени Д.Т.Надькина». Началось обучение родному языку в четырех школах.

Какие контакты имеет музей и заинтересован ли он в развитии сотрудничества с другими музеями и общественными организациями?

Безусловно! На протяжении 20 лет своей жизни музей стал неофициальным Центром эрзянской культуры, вокруг музея создался большой круг заинтересованных людей. Только одних почётных членов, проживающих в разных регионах России, и при этом активно участвующих в жизни музея, 23 человека.

Идёт работа с общественниками, желающими быть в курсе жизни музея. Например, в 2012 году на деньги киевских эрзян, москвичей, нижегородцев, из Санкт-Петербурга, Красноярска и местных эрзян были открыты мемориальные плиты героям эрзянского этноса прошлых веков.

В дальнейшем будет открыт этнопарк, рядом с мемориалом установим скульптуры персонажей эрзянского фольклора. Музей не откажется от помощи, так как всё делается на народные деньги и силами общественников.

Николай Иванович, пожалуйста, поясните, какая связь между двумя музеями эрзянской культуры: Иванцевским и Лукояновским? К сожалению, мне не довелось побывать ни в одном, ни в другом музеях, но известно, что музей есть и в Иванцеве, и в Лукоянове. Пожалуйста, расскажите об этой странице в истории эрзянского музея. Когда появился музей в Иванбие? Какой из Музеев был всё-таки родоначальником? Кто стоял у истоков? Расскажите подробнее, пожалуйста о Н.С.Кирюниной – ведь, нам даже не известно её имя и отчество. Её роль в создании музея эрзянской культуры. Мне думается, что именно Вы можете об этом рассказать наиболее полно.

Музейное дело не терпит случайных людей, для этого надо иметь особый склад ума, усидчивость и любознательность, а также уметь контактировать с людьми.

Первым сельским краеведом был мой учитель Юрченков Александр Павлович, с которым я дружил до 80 лет его жизни. Между прочим, он - племянник профессора Рябова А.П.. Именно он, первый сельский краевед, в конце 60-х годов создал школьный музей истории и краеведения. Где-то в середине 90-х годов начал он собирать сельский музей, но не сумел завершить эту работу: паралич приковал его к постели. Несколько лет собранные им экспонаты, документы были бесхозными, стали растаскиваться недальновидными людьми.

Музей эрзянской культуры имеет самостоятельное начало, и всё, что было приобретено, это наша с Михаилом Савлевым работа в эрзянских сёлах района в 1991-1992 годах, экспозиция музея пополнялась ежегодно. Люди отдавали реликвии семьи-рода безвозмездно. Из Иванцева довольно много экспонатов представлено в музей мною, в основном из личного хранения: от лаптей, керамики до медицинских книг деда.

Много дали разной утвари односельчане, и ни одного предмета из школьного музея, который трудно было назвать музеем. Не было среди учителей подлинного энтузиаста. Насчёт Нины Сергеевны Кирюниной (Сайгушевой), действительно, один учебный год она заведовала школьным музеем. Нина Сергеевна - литератор, хорошо знающий свой предмет, но не историк, не краевед. С ней у меня самые добрые отношения. Она научила мою дочь писать стихи и сама для себя пишет, но только на русском языке, на эрзянском не умеет. Ныне она не работает, к общественной работе равнодушна, меня это очень огорчает, так как буквально на днях пришлось восстанавливать биографию её деда - фронтовика (создаю Книгу памяти села), её отца - пришлось восстанавливать самостоятельно, и то, что нашёл, Нину Сергеевну приятно удивило.

Мне пришлось дважды спасать сельский музей, во второй раз восстановил, используя современные материалы, а также материалы собственных исследований этнографии и истории. Школьный музей в Иванцеве два года назад привёл в добропорядочный музейный вид, пополнил разделом истории школы и многое другое.

Николай Иванович, не могу обойти молчанием и водруженный Вами и Вашими помощниками памятник - это дело благое! Сожалею только, что имя Заратустры нашло место на памятной плите. Мне вспоминается разговор с Сергеем Туршатовым на эту тему, как он сказал однажды: «Следует писать о своих героях, а не приписывать себе чужих».

О Заратустре - я не могу похвалиться, что много знаю. Была у меня книжка Ницше "Так говорил Заратустра", но пришел к выводу это собственная философия автора "сверх человек" и т.д. Был у меня материал о парсах (авестинцы). Пришел в восторг: вот у кого подлинная история героя! Но, увы, не могу найти их версию об "учителе". Между прочим, этот народ имеет 100% высшее образование, сохраняет зороастризм. Проживает в штате Бомбей, княжество Гуджерат, их более 100 тысяч человек. У них от поколения к поколению передаётся ковёр с портретом бородатого Заратустры, имеется в каждой семье. Нам интересны они тем, что в древности жили в Поволжье одним народом с эрзей. Это я точно знаю.

Эрзянский эпос, устное повествование, донесло эхо той древней жизни. Главным демиургом после бога Инешкипаза в обществе людей стал Тюштя, проводник бога. Ошибочно считать, что это один герой этноса. «Тюштянь пиньге» - эти сказания подтверждают, что их множество: хороших и плохих.

Первые Тюшти были собирателями земли, т.е. организаторами пра-государства. Изначальный демиург, который недооценивается, - это арийский пророк, маг, реформатор зооастрийской религии Заратустра. Его учение приняли многие народы древности и считали его своим пророком. Его имя меняется на разных языках. Древние предки эрзя также считали его своим просветителем, у эрзян он известен под именем Тюштя (теште-звезда), (тёкш - вершина знаний).

Заратустра - его имя может расшифровываться как тусто - Ра = густо Ра. Его идеи шли в ногу с наукой. Древние жители Поволжья - ираноарии ушли в Персию, стали элитным народом в царствовании персидских царей династии Ахеменидов. Для них были выстроены два культовых города храмов Парса и Парсапешти (Пасаргады), где была первая высшая школа, где учились и жили великие мыслители, в том числе и греческие философы. И всё же, первый Тюштя был арийский пророк Заратустра. Эрзянская працивилизация 1,5 лет до н.э. это большая семья северных народов несущих арийскую культуру (эти же парсы-авестинцы, племена хурвитов, эламцев, этрусков и других) -Волжская общность, прагосударство образовалось после изгнания агрессивных ариев(кончился век войн). Народности, несущие культ Иньдры обожествляющие насилие и смерть изгнаны с Евразии. Сложилась благоприятная обстановка для централизации единой власти по всему Волго-камскому бассейну. И объединителем, главным брахманом был Заратустра. Эта глубокая история- дальше нет места Тющте.
Да, мы знаем, что это древнее прагосударство было не прочно. Откололась северозапад (кельты, пикты, предки удмурт), Самостоятельной стала Парма, южный урал. А по Волге вплоть до Жигулей эрзяноязычные народы централизовались уже под Тюштей. Есть догадка, что земля Тюшти, низовья Волги и его город Сиямаар.

Любопытный экскурс в историю! Однако по поводу Заратустры – позвольте всё-таки не согласиться с Вашим мнением. Если Вы считаете образ Тюшти собирательным, то почему бы не предположить, что и Заратустра подобный же собирательный образ? Тем более, что его имя можно расшифровать как:

ЗЯРО + ТУСТЬ + РА = СКОЛЬКО УШЕДШИХ РА

Кроме того, есть повод думать, что эрзянский царь Тюштя жил задолго до появления на исторической сцене Заратустры. Думаю, что к этой дискуссии мы с Вами ещё вернёмся, но уже в отдельной теме.

Уважаемый Николай Иванович, большое спасибо Вам за интересное интервью, за искренние ответы!

Интервью у Николая Ивановича Аношкина - директора Музея эрзянской культуры взяла Т. Ротанова (Вирява)

Источник: http://www.goloserzi.ru/ru/etnos/istoriya1/ot-tyushti-k-zaratustre.html

Комментарии

Пока нет комментариев

Наверх