Сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе
Нижегородской области
Сегодня: 19 октября, 2018 (Пятница)
 Главная | Справочник (144) | Бесплатные объявления  | Фотоальбомы | Форумы
Ежедневный гороскоп
Вчера  Сегодня  Завтра
Овен (21.03–20.04)
19.10.2018
Сегодня вам предстоит преодолеть весьма основательное препятствие. Избежать его нельзя - судьба.
Мини-чат
Сегодня нет сообщений...

200
Последние комментарии
Олег Гаврилин (Статьи)
25 июля 2018 — 08:28
Огромное спасибо за информацию..мечтал узнать давно...очень благодарен автору >>>
Казаков Руслан Владимирович. (Статьи)
22 марта 2018 — 23:41
Если мне ктото может помочь хоть какойто информацией, большая просьба позвонить или написать смс на номер 89652723162. >>>
Казаков Руслан Владимирович. (Статьи)
22 марта 2018 — 23:36
Здраствуйте. Прошу помочь мне. 09.01.1924 в селе Чиргуши родилась моя бабушка Казакова Татьяна Ефимовна. В 1943 закончила Лукояновское... >>>
Светлана (Статьи)
25 января 2018 — 01:46
Татьяна, я являюсь очень отдаленной вашей родственницей. Ищу информацию о Юшковых и Гнединых. Как с вами можно пообщаться? >>>
Юрий Б. (Статьи)
2 января 2018 — 15:37
В этом селе жили купцы Стешовы. В их доме после революции была библиотека. Так рассказывала бабушка, дочь последней из Стешовых. >>>
Наш баннер
Лукоянов.Ру - сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе.

Поиск по сайту
Онлайн радио
Прогноз погоды
Случайное изображение
Н.А.Меньков вручает подарок Н.А.Климову.jpg
Мудрые мысли
Я бы не сказал, что женщины не имеют характера, - просто у них каждый день другой характер.
Генрих Гейне
Реклама
Последние объявления
Нет объявлений...
Добавить объявление...

Фильтр:

Село Большое Маресьево
19 Февраля, 2013 - 13:37:26 (admin)
Село является одним из самых первых русских поселений юга Нижегородской области. Его основание связано с походом Ивана Грозного на Казань. В 1552 году передовой отряд русских войск столкнулся около села Ляпня (ныне Гагинского района) с конной ордой казанских татар. Раненых русских воинов царь повелел оставить на излечение от ран недалеко от места битвы. Место лагеря для раненых солдат выбрали у быстрого ручья, вытекающего из лесистого оврага. В настоящее время местные жители называют его Маточник. На этом месте и стало строиться новое поселение, названное Знаменским. Впоследствии название села изменилось под влиянием местной мордвы. «Марезь веле» — знатное село, так назвали они его. Существует легенда о мордвине Маризе, который помог русскому князю взять вражескую крепость. Князь спросил Маризя, что он хочет за эту победу. Но Маризь не хотел ничего просить. Тогда князь Дал ему лошадей, запряженных в коляску, и сказал, чтобы тот ехал, куда хочет, а где ему понравится — там пусть поселится и живет. Едет Маризь в коляске и думает: « Где остановятся лошади, там и останусь жить». Вдруг слетело колесо. Маризь ступил на землю и сказал: «Буду жить здесь». Женился. Родились два сына. После смерти отца сыновья разделились и стали жить в разных местах. Где остался меньшой брат, появилось село Малое Маресево, а где старшой — Большое Маресево.

История села знала времена подъема и времена кризиса. Было время когда село являлось центром района. Здесь проходили большие базары куда приезжали со своими товарами люди с окрестных сел и деревень Жители села заняли активную жизненную позицию в период отмены крепостного права. Болылемаресьевские купцы обратились кжителям с просьбой собрать деньги на постройку памятника царю Александру Второму, Сельский сход принял это решение. Деньги собирал церковный староста Николай Макаров. Через год бронзовый бюст был отлит, а ещё через полгода был поставлен в селе. Памятник был разрушен в 1918 году. Местные старожилы говорят, что он был отправлен на переплавку. Сохранился только пьедестал.

Местность вокруг села отражает всю красоту русской природы. Может быть, поэтому местные жители давали географическим объектам поэтические названия. Здесь есть Божьи горки и Верхоглядка, Жуковка и Терешка, Медяна и Промчалиха.

Славилось село своим сырным производством. Здесь всегда были сильные, крепкие колхозы. Перед Великой Отечественной войной комсомольской организацией Болыпемаресьевского района руководил Герой Советского Союза Д.А. Кузнецов. Ему поставлен памятник около здания местной школы.

Барские пруды — находятся на западной окраине села. Этот каскад прудов был построен крепостными крестьянами по приказу графа Г. Разумовского. Фавориту Екатерины Великой графу Разумовскому принадлежали земли пор. Пекшать. По преданиям, в прудах разводили рыбу, плавали лебеди, а по берегам располагался прекрасный парк.

Заводь на реке Чека в районе с.Б.Маресьева.jpg Божьи горки — ряд небольших возвышенностей в пойме реки Пекшать. Согласно местным преданиям такое своеобразное название возникло из-за того, что в давние времена было запрещено сжигать или закапывать иконы, которые приходили в негодность. Их можно было только сплавлять во время половодья вниз по реке. Но так происходило, что эти иконы приплывали к Божьим горкам. Самое интересное в этом действии состояло в том, что большая часть икон, побывав в воде, обновлялись сами собой. Наверное, из-за святости этого места.

Валов сад — пологий склон оврага, покрытый дикими яблонями, кустарником и редколесьем. Он располагается на восточной окраине села. Своё название он получил из-за местного богатого торговца Валова, который имел здесь усадьбу. До сих пор в центре сада можно заметить остатки каменного фундамента большого дома и старый колодец, который уже пришел в негодность.

Глиняные ямы — так называется суходольная возвышенность, расположенная в полукилометре от села в восточном направлении. До сих пор там сохранились ямы, как свидетельство того, что до революции 1917 года маресьевские жители брали здесь глину. Из неё делали кирпич, из которого, например, была построена местная церковь и многие кирпичные здания села. Из неё же местные мастера ставили прекрасные деревенские печи.

Золотой пруд — расположен в 4 км к северо-востоку от села. Пруд был выкопан в середине 80-х годов прошлого столетия для водопоя животных. Берега этого водоёма из-за глины имеют ярко-жёлтый цвет, что и определило его название. Ну а по другой версии, пруд назвали так из-за того, что на его сооружение было затрачено значительное количество колхозных средств. Место болотистое. Вот в народе и стали называть его Золотым.

Корягин куст — это небольшой овраг, расположенный в 3 км к югу от села. Он покрыт орешником и другими кустарниками. По преданиям, на склонах этого оврага когда-то росли вековые дубы. Но местные жители вырубили их для хозяйственных нужд. Но остались громадные пни (коряги). Так сельчане и стали называть овраг Корягин. При этом добавляли к определению данного места слово куст, как бы отдавая дань тому, что здесь шумели в давние времена вековые дубы.

Колодец «Лужок» — находится на юго-восточной окраине села. Своё название он получил, по-видимому, из-за лощины, где находится колодец. Лощина, даже в самое засушливое лето, сохраняет ярко-зеленый цвет, потому что близко находятся грунтовые воды. Колодец появился в середине XVII века, когда село Маресьеве в результате пожара полностью выгорело, и было перенесено на новое место. Но там оно просуществовало не более 50 лет, т.к. в очередной раз полностью сгорело. После этого жители опять вернулись на прежнее место.

Маркин овраг — расположен в 5 км к востоку от села. Название, по-видимому, возникло из-за первооткрывателя родника, который располагается в вершине этого оврага. Вода в роднике была чистой и вкусной. По рассказам старожилов, вода обладала целебными свойствами.

Марголейка — небольшой овраг, начинающийся от Ялгайского леса и заканчивающийся в русле реки Пекшать. По дну оврага протекал ручей с очень холодной водой, обладающей специфическими свойствами. Если человек или животное употребляли эту воду, то у них сразу начинало ломить зубы, а из глаз лились слёзы.

Маточник — это пологая лощина, протянувшаяся с юга на запад и упирающаяся своим основанием в сельский пруд. Мы уже отмечали, что на этом месте был размещён лагерь раненых русских солдат войска Ивана Грозного. По преданиям, на склонах лощины росли вековые Дубы. Их можно было рубить только по решению сельского общества на изготовление маток. Маткой (матицей) строители называют большой брус, который служит основанием потолков в доме. В старину с матицей были связаны различные обряды. В.И. Даль пишет о том, что, «когда последний венец положен и матица поднята, хозяин варит кашу, кутает горшок в полушубок и подвешивает к матице. Затем старший плотник обходит черепной венец, рассевая с пожеланиями хлеб и хмель, проходя по матке, он рубит веревку, а плотники садятся за кашу и пьют за здравие хозяина».

На переднем плане дом священника Гусева.jpg Монастырка — исчезнувшая улица, ведущая начало от кладбища и заканчивающаяся в пределах Терешки. Эту улицу основали крестьяне, переехавшие в Б-Маресьево из-под Лыскова, и якобы до этого принадлежавшие местному монастырю. Это были ремесленники, занимающиеся кузнечным и бондарным производством.

Миловатка — это название небольшого оврага, расположенного в 3 км от села. Склоны этого оврага были пологими, а почва мягкая и плодородная. Народ стал называть овраг « милая ватка», или Миловатка. А может название возникло по причине того, что здесь молодые люди миловались, т. е. влюблялись? В настоящее время овраг почти исчез в результате ме лиоративных работ.

Овраг Кричевский — расположен в 5 км к юго-востоку от села. Своё название овраг получил из-за того, что недалеко от него находился хутор Кричевского, одного из переселенцев с Западной Украины. Там был рукотворный пруд, каменные постройки, сад, мельница и даже культурные пастбища. Ещё до революции 1917 года Кричевский сумел продать своё имущество и эмигрировать в Канаду. Перед началом войны он присылал письма своим бывшим работникам и звал их к себе, обещая хорошую жизнь. Но на призыв своего хозяина никто не отозвался.

По рассказам старожилов, жена у Кричевского была уроженкой Лукоянова. Но у супружеской пары не было собственных детей. Служанка Кричевского родила от него четверых детей. Когда хозяин уехал, бывшая служанка купила небольшой домик в с. Нехорошево. Её дети потом учились в Б-Маресьевской школе.

Озёра — небольшие водоёмы, расположенные в пойме реки Ежать. Они появлялись в результате разлива реки в половодье и пересыхали в жару.

Пахотный овраг — расположен в 4 км к юго-востоку от Маресьева. Когда-то склоны этого оврага были не пригодны для пахоты. Но примерно 40-50 лет назад местный колхоз активно занялся мелиоративными работами. И через некоторое время крестьяне превратили склоны оврага в пахотные земли.

Паняй — название лощины, заросшей кустарником и редколесьем. Она находится в 7 км от села. По рассказам старожилов, здесь находился хутор, где поселились выходцы из Польши, которые получили земли по условиям реформ П.А. Столыпина. Работникам, которые трудились на них, строго-настрого было приказано называть хозяев панами. Ну а местные Жители стали называть их паняй. В народном лексиконе существуют Уменьшительно-ласкательные названия, которые означают особое, дружеское отношение к человеку или даже к предмету.

Поведник — овраг, расположенный в 2 -км от села в северо-восточном направлении. Такое символичное название овраг получил из-за того, что он достаточно глубокий и хранит много тайн. Но он может поведать, т. е. рассказать, о своих тайнах людям, которые по-доброму к нему относятся.

Промчалиха — это название склона горы, расположенного непосредственно в селе. По этому склону проходила дорога. Скорость спуска на лошади со склона была велика, и часто крестьяне, ехавшие с большим грузом на базар, вынуждены были в колёса телеги вставлять для снижения скорости тормоз. Тормозом служила толстая палка, которая помогала сдерживать лошадь с груженой телегой.

Салотопка — небольшая низина, находящаяся на восточной окраине Б. Маресьева в пределах животноводческого комплекса. Своё название низина получила из-за того, что в конце XIX в. там располагалась небольшая избёнка, где перерабатывались отходы мяса, которые скупались у местных крестьян. Отходы сортировались, а затем подвергались термической переработке. Полученное жидкое сало сливалось в бочки и отправлялось в Нижний Новгород для получения мыла.

Сельский пруд — это самый большой водоём в селе. Он был сооружён крестьянами перед Первой мировой войной для противопожарных мероприятий. На одном из берегов был сделан удобный подъезд к воде, где можно было в случае необходимости быстро наполнить пожарные бочки. Когда-то в селе пожарная служба выезжала на пожары на лошадях, запряженных в телеги с большими бочками.

Сержанов колодец — находится на северо-западе села. В первой половине XIX в. там располагалась одна из ныне исчезнувших улиц села, и данный колодец был выкопан в небольшом котловане местным жителем недалеко от дома. Он якобы был участником похода русских войск в Европу в войне с Наполеоном и переделал своё имя на французский манер — Серж. Это имя и отразилось в названии колодца.

Седой овраг — расположен на юго-восточной окраине села. Как утверждают старожилы, в нём долгое время, даже летом, не тает снег и по утрам над оврагом можно наблюдать белый (седой) туман.

Срамоклад — данный овраг расположен в 4 км к северо-востоку от села. Своё название получил из-за того, что это было срамное, нехорошее место. Ещё совсем недавно там хоронили покойников, покончивших жизнь самоубийством. Название оврага говорит о том, что там покойников не хоронили, а «складывали», т. е. закапывали умерших без всяких ритуальных действий.

Стешов пруд — это рукотворный пруд, находящийся в центре села. Он был вырыт сельчанами ещё в XIX веке. Согласно легенде своё название пруд получил из-за трагического случая. До недавнего времени деревенские женщины полоскали бельё на речке или на пруду. В ясный и морозный день молодая девушка Стеша пошла полоскать белье на этот пруд. Оступившись на скользком льду, девушка утонула в проруби. Ну а местные жители стали называть пруд именем этой девушки.

Уткин овраг — расположен в 3 км в северо-западном направлении от села. Название связано с тем, что здесь находилось большое количество гнездовий уток. Место здесь, сырое, болотистое. Уткам раздолье. Человек же всегда мог нарушить их спокойствие.

Часовня — колодец с очень хорошей по качеству водой. Он находится на южной окраине села. Этот источник, по мнению многих старожилов, является самым древним, что подтверждается находкой остатков громадного дубового сруба при расчистке колодца в пятидесятых годах прошлого столетия. Имеется легенда о том, что на месте источника стоял лагерь ратников Ивана Грозного, и при отпевании умерших вдруг неожиданно из-под корней громадного дуба забил сильный ключ с целительной водой. Эту воду не только пили, но и использовали для промывки гноящихся ран. При этом многие ратники сразу начинали идти на поправку. В подтверждение легенды нужно отметить то, что в воде и сейчас при исследовании отмечается наличие в ней серебра и радона.

Чашки-ложки — такое своеобразное название получила в народе небольшая возвышенность в 4 км к северу от села. Если подняться на эту возвышенность у д.Уда, то можно увидеть в низине впадины, напоминающие чашку и две ложки. Наблюдательность людей позволяла им давать таки е названия, которые быстро запоминались, что давало возможность им ориентироваться на местности.

МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВЛЕНЫ МИГУНОВЫМ В.А.

Литература:
Легенды и предания Волги-реки: Сборник // Сост. В.Н. Морохин. — Н. Новгород, 2002, с. 73
Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка, М.: ACT, 2005, с. 140


Источник: Край наш Лукояновский. Выпуск 3. Природа и топонимика Лукояновского края. Сост. Кашина Г.И., Комиссаров В.В., Табашин Н.В., Нижний Новгород, 2011

Комментарии

02 Января, 2018 - 15:37:56 (Юрий Б.)

В этом селе жили купцы Стешовы. В их доме после революции была библиотека.
Так рассказывала бабушка, дочь последней из Стешовых.

Наверх