Сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе
Нижегородской области
Сегодня: 02 мая, 2024 (Четверг)
 Главная | Фотоальбомы
Помощь проекту
Карта Сбербанка:
4276 1609 4789 6784 (СМШ)
Последние комментарии
Евгений (Статьи)
4 февраля 2024 — 10:42
Моя бабушка как-то говорила: "мы не эрзя и не мокша. Мы - шокша" Она родом из Печь. >>>
Гость (Статьи)
28 ноября 2023 — 22:57
Материал сырой и не точный. >>>
petr123 (Статьи)
5 ноября 2023 — 00:01
Спасибо >>>
admin (Статьи)
4 ноября 2023 — 19:45
Добрый день. 1) Насколько я знаю, два ADSL модема не соединятся между собой. Только связка DSLAM и ADSL модем. В связке могут работать два SHDSL... >>>
petr123 (Статьи)
4 ноября 2023 — 17:49
Добрый день. Спасибо за скетч и схему Но у меня вопросы. 1) Я бы хотел промерить характеристики провода. Те у меня нету на обратной стороне провода... >>>
Прогноз погоды
Поиск по ключевому слову
Ежедневный гороскоп
Вчера  Сегодня  Завтра
Овен (21.03–20.04)
02.05.2024
Постарайтесь осмыслить и усвоить те уроки, которые преподали вам ваши же чувства. Особое внимание уделите тем мелочам, на которые, казалось бы, и время-то тратить жалко.
Случайное изображение
206.jpg
Мудрые мысли
Начните доверять себе, и вы сразу поймёте, как надо жить.
Иоганн Гёте
Реклама
Наш баннер
Лукоянов.Ру - сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе.


Фильтр:

«Человек-магнит» Александр Александрович Куманев
06 Июля, 2012 - 23:52:40 (opergs)
куманев.jpg Заслуженный учитель школы Российской Федерации, лауреат медали имени Н. К. Крупской Александр Александрович Куманев - в 1945-1970 годах директор Лукояновского ордена Трудово го Красного Знамени педагогического училища имени А. М. Горького)
...Есть на земле люди-«вехи», которые для встретившего их человека отмечают какие-то этапы на жизненном пути. Есть люди-«маяки», которые во многом определяют судьбы людей и светят этим судьбам всю жизнь. Александр Александрович Куманев был одновременно и человеком-«вехой», и человеком- «маяком».
Встречи с ним никогда никого не оставляли равнодушными.
Они запоминались, и те, кому посчастливилось общаться с ним, часто мысленно возвращались к этим встречам, анализируя их. Это был еще и человек-магнит. О его влиянии на окружающих, обаянии его личности говорят многочисленные письма, которые приходили в его адрес и становились как бы продолжением встреч, а также многочисленные воспоминания его учеников.
Московская журналистка Тамара Житнюк виделась с Александром Александровичем всего два раза, но в одном из писем к нему писала: «...И если мне уж совсем будет худо, сяду в поезд и на денек приеду к Вам. Ради встречи с таким человеком, как Вы, стоит преодолеть не только сотни тысяч километров».
А вот содержание диалога между студенткой Лукояновского педучилища и корреспондентом газеты «Горьковская правда» Богдановым:
- Не нравится Лукоянов?
- Ну самый обычный райцентр.
- Наверное, так. А для нас...
«Здесь живет Куманев, наш директор. Человек, сделавший из нас сумасшедших завистников ко всему доброму: хочу много знать, хочу быть мужественной, щедрой, справедливой, хочу быть похожей на Куманева».
И еще - строки из воспоминаний учеников: «И сейчас, через 22 года после окончания училища, я как будто наяву слышу вначале трудное дыхание, а потом ровные шаги Александра Александровича. Нашего Макаренко. Подтянутый, со вкусом одетый, он не давал пощады неряхам. Уважение, доверие, разумная требовательность Александра Александровича к студентам - урок на всю жизнь» (Анна Носова, выпускница 1952 года).
«Александр Александрович не просто любил нас. Он настойчиво учил торопиться делать добро, подчеркивая, что учитель в этом отношении самый богатый и счастливый человек. Это он, учитель Куманев, воспитал во мне гордость за нашу профессию. И если за годы моего двадцатилетнего педагогического труда кто- то увидел во мне хоть частицу того, что видели мы в этом замечательном человеке, - большего счастья мне не надо» (Н. Рогозина, Ульяновск).
«Наш учитель учил нас бороться с трудностями, с леностью, с паутиной обывательщины. Добрый к людям, жизнерадостный по натуре, Александр Александрович Куманев был непримиримым ко всему, что унижало человеческое достоинство. Ученики Александра Александровича стали учителями, и я уверена, что всех их, как и их Учителя, отличает страстность в работе, жажда знаний, бесконечная доброта, влюбленность в свое дело, в людей, непримиримость ко всему, что мешает счастью людей. Память учеников А. А. Куманева активна. Она не просто воскрешает дорогой облик и высокую духовную атмосферу нашей юности. Она не позволяет отступать, предавать себя и своего Учителя» (Т. Мошкова, Ленинград).
Подобных воспоминаний и впечатлений очень много, и только по ним уже можно составить образ яркого, незаурядного, доброго, много знающего, остроумного человека, прекрасного организатора и мудрого наставника - не просто учителя, а Учителя учителей...
Родился А. А. Куманев в 1910 году в небольшой мордовской деревне Крапивка Лукояновского уезда в крестьянской семье. Вся его жизнь была связана с лукояновской землей, с городом Лукояновом. Двадцатилетним юношей в 1930 году он начал работать учителем физики в Лукояновском педтехникуме. С конца 1940 года и до начала Великой Отечественной войны он директор Лукояновского педучилища. В начале войны добровольцем ушел на фронт. Был трижды ранен. После войны, с 1945 по 1970 год, бессменно работал директором Лукояновского педучилища.
За эти годы Александр Александрович создал в училище высокоэффективную систему подготовки педагогов начальных классов - не только хорошо образованных, но и преданных своему делу, инициативных, дисциплинированных людей, настоящих профессионалов, не боящихся никаких трудностей в работе, которые прославили Лукояновское педучилище на всю страну. Недаром в 1966 году оно одним из первых в России за успехи в подготовке учительских кадров было награждено орденом Трудового Красного Знамени. знамя.jpg
А «краеугольным камнем» подготовки учителей в Лукояновском педучилище стала личность самого директора, который был влюблен в учительскую профессию, хорошо понимал ее общественное значение и воспитывал в этом духе учащихся. Он был уверен, что учитель - профессия особая. В ней как ни в какой другой человеческое и профессиональное неразделимы. «В школе должны работать люди, которые имеют на это моральное право. Нельзя быть хорошим учителем, будучи плохим человеком»,- часто повторял он. И не просто повторял — он сам был образцом такого единства, и его пример оказывался важнее любых теоретических рассуждений на эту тему.
Основой профессиональных качеств учителя является любовь к детям. Сам Александр Александрович очень любил людей и всегда желал им добра. Эта любовь была не показной, а действенной, он стремился помочь каждому, каким-то особым зрением видел в любом человеке прежде всего хорошее и на это хорошее опирался в общении с ним. Говоря о взаимоотношениях учителя и ученика, Александр Александрович сравнивал их с отношениями матери и ребенка: «Свою сложнейшую миссию учитель призван осуществить терпеливо и нежно. Так, как мать учит ходить сына: вначале за две ручки, потом за одну, стремясь затем дать ему возможность самостоятельно делать шаги, но готовая в любую минуту прийти на помощь».
Важное профессиональное требование к учителю - глубокие знания по всем предметам. А. А. Куманев был убежден, что сельский учитель должен знать не меньше, чем городской, а уметь гораздо больше, потому что для сельских ребят учитель - это всё: и музей, и театр, и картинная галерея. педагоги.jpg
Он не любил учителей-«урокодателей» и формировал педагогический коллектив училища не просто из хороших профессионалов, но из людей увлеченных, ищущих, самоотверженных, беспокойных и бесконечно преданных делу единомышленников. Рядом с ним работали А. А. Назарова, В. JI. Паршин, И. И. Цвет¬ков, А. Р. Усанов, 3. И. Коробова, А. Я. Дружнов, В. П. Куманева, Н. И. Чистяков, М. Н. Бутусов, Д. Т. Надькин, А. М. Савлева, А. В. Кашин, Г. И. Кашина, Г. И. Цветкова, Г. Г. Козлова и др.
Характерной особенностью Александра Александровича как руководителя были его непрерывные контакты с учащимися и преподавателями. С утра до вечера он находился в училище. Знал всё и обо всех. Традиционными были для педучилища общие собрания коллектива учащихся и преподавателей и еженедельные собрания учащихся. Он был сторонником идей А. С. Макаренко и большое внимание уделял воспитанию через коллектив. В училище активно работали все общественные организации. На собраниях подводились итоги работы, четко определялись цели и пути их достижения. Все это сплачивало всех в работоспособный, целеустремленный коллектив, готовый решать любые сложные задачи.
Работать училищу всегда приходилось в трудных условиях. Но
Александр Александрович был убежден, что в любых условиях коллектив должен делать максимум возможного, и приучал всех жить по максимуму.
Александр Александрович был жизнерадостным и увлекающимся человеком с широчайшим кругом интересов. Математик и физик по образованию, он увлекался биологией, историей, литературой (особенно поэзией), драматургией, астрономией и многим другим. И не только увлекался сам, но и умел заинтересовать других.
Он создал в училище общую атмосферу увлеченности: здесь с увлечением учились, с увлечением работали и весело отдыхали.
Директор являлся в своем коллективе настоящим генератором многочисленных интересных идей. При этом он владел даром убеждения, а не просто навязывал свои мысли. Он был прекрасным оратором. Его выступления, неизменно образцовые, яркие, глубокие по содержанию и оригинальные по изложению, каза¬лось, можно было слушать бесконечно. Если бы сохранились все их тексты, то по ним можно было бы составить целый учебник педагогики, более интересный и живой, нежели существующие. Он был бы пронизан любовью к детям и стремлением сделать каждого ребенка счастливым. Этому и учил Александр Александрович своих воспитанников.
участок.jpg Жизнь училища никогда не превращалась в рутину. Все время проводились эксперименты: так, в 50-е годы началось увлечение сельскохозяйственным опытничеством, и пришкольный участок превратился в экспериментальную лабораторию, известную даже за пределами области.
Александр Александрович сам увлекался поэзией и старался разжечь искорки таланта, любовь к поэтическому творчеству у своих учеников. Логичным итогом стало издание в училище рукописного альманаха «Искры».
Расширению кругозора, развитию способностей учащихся служили многочисленные кружки, устные журналы, научно- популярные и музыкальные «четверги», спортивные секции и спортивный клуб «Юность», участие в работе краеведческого музея, занятия художественной самодеятельностью и т. д.
Удивляет цельность его натуры. Он всегда, в любых условиях действовал и чувствовал как учитель. Даже на фронте. Это проявлялось не только во взаимоотношениях с подчиненными, но и в восприятии всей окружающей действительности. Нельзя без волнения читать его фронтовое стихотворение «Букварь»:

Село сожженное, одни печные трубы,
Нигде нет ни души — враг в панике бежал.
Лишь у колодца с обгоревшим дубом
Мальчонка неподвижно на траве лежал.
Угасла жизнь в его глазах игривых,
Исколоты штыками детские бока.
А на груди букварь, как символ дней счастливых
Сжимала крепко мальчика рука.

Яркой чертой Александра Александровича была и его кристальная честность. Никому и никогда он не дал повода усомниться в своей порядочности. Это был человек-подвижник, основным смыслом жизни которого стало служение своему педагогическому призванию.
Пять тысяч учителей было подготовлено Лукояновским педучилищем под руководством А. А. Куманева. Пять тысяч молодых людей испытали на себе воздействие яркой, неповторимо обаятельной личности этого замечательного человека. Не все они остались учителями начальных классов. Но где бы ни работали ученики Александра Александровича, все они помнят о нем, и многие по нему сверяют свою жизнь.
В 1970 году А. А. Куманев ушел на пенсию. Он был уже тяжело болен. Сказались фронтовые ранения. Болезнь подтачивала его тридцать лет, но он не желал болеть, не сдавался, и все вокруг считали его здоровым.
Умер А. А. Куманев внезапно 19 марта 1975 года от инфаркта. Люди бессильны перед смертью, но и смерть бессильна перед Добрыми делами, которые остаются после человека. Александр Александрович Куманев навсегда останется среди живых, знавших его,- ведь столько добра было в его делах...
В Лукоянове память Александра Александровича увековечена в названии улицы, на здании педучилища установлена мемориальная доска. Но самая добрая память о нем - это память благодарных учеников.


Источник: Край наш Лукояновский. Составитель: Ф. И. Кедяркина, Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
Последнее редактирование: 06 Июля, 2012 - 23:52:53 (opergs)

Комментарии

Пока нет комментариев

Наверх