Сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе
Нижегородской области
Сегодня: 16 апреля, 2024 (Вторник)
 Главная | Фотоальбомы
Помощь проекту
Карта Сбербанка:
4276 1609 4789 6784 (СМШ)
Последние комментарии
Евгений (Статьи)
4 февраля 2024 — 10:42
Моя бабушка как-то говорила: "мы не эрзя и не мокша. Мы - шокша" Она родом из Печь. >>>
Гость (Статьи)
28 ноября 2023 — 22:57
Материал сырой и не точный. >>>
petr123 (Статьи)
5 ноября 2023 — 00:01
Спасибо >>>
admin (Статьи)
4 ноября 2023 — 19:45
Добрый день. 1) Насколько я знаю, два ADSL модема не соединятся между собой. Только связка DSLAM и ADSL модем. В связке могут работать два SHDSL... >>>
petr123 (Статьи)
4 ноября 2023 — 17:49
Добрый день. Спасибо за скетч и схему Но у меня вопросы. 1) Я бы хотел промерить характеристики провода. Те у меня нету на обратной стороне провода... >>>
Прогноз погоды
Поиск по ключевому слову
Ежедневный гороскоп
Вчера  Сегодня  Завтра
Овен (21.03–20.04)
16.04.2024
Сегодня вам будет дан зеленый свет во всех делах, которые касаются личных проблем. Кроме того, день будет удачен в финансовом отношении.
Случайное изображение
Детский сад 8.jpg
Мудрые мысли
Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те кто заслуживает, не заставят тебя плакать.
Габриэль Маркес
Реклама
Наш баннер
Лукоянов.Ру - сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе.


Фильтр:

Та заводская проходная, что в люди вывела меня...
02 Марта, 2017 - 21:51:17 (admin)
Та заводская проходная, что в люди вывела меня....jpg В июле 1964 года в связи с переводом железнодорожного подвижного состава с паровозной на тепловозную тягу было ликвидировано паровозное депо станции Лукоянов (депо - предприятие, осуществляющее эксплуатацию и ремонт подвижного состава железных дорог. - Ред.). На этих площадях размещались различные ремонтные организации (даже экскаваторы ремонтировали!), которые оказались убыточными. 19 декабря 1966 года министр автомобильной промышленности СССР издал приказ об образовании в Лукоянове ремонтно-подшипникового завода, который подчинили «Главподшипнику».

Первый директор завода Валентин Васильевич Старшов.jpg Райком КПСС утвердил первым директором Лукояновского РПЗ Валентина Васильевича Старшова. В состав управления завода вошли: заместитель директора А. Ф. Старшов, начальник планово-производственного отдела Н. Ф. Платонычев, главный бухгалтер Ф. К. Ушенин, начальник техотдела А. С. Селешков, старший мастер К. Д. Буров, техник В. М. Сорвёнков, инспектор отдела кадров В. А. Трифонова, которая была избрана парторгом завода. Председателем завкома стал И. Ф. Балакирев, а комсоргом - А. А. Туганова.

В первую очередь новому заводу были нужны квалифицированные кадры. Отбирали молодых, грамотных рабочих и группами от 5 до 15 человек направляли на трёхмесячные курсы на ремонтно-подшипниковые заводы в Москву, Куйбышев, Краснодар, а также на Горьковский автомобильный завод, где был цех по ремонту подшипников.

Предстояла большая работа по перестройке всего депо, которая велась хозяйственным способом, то есть собственными силами, без привлечения строительных организаций. Создавались бригады: монтажная (бригадир И. И. Перепёлкин), каменщиков (В. С. Москов), штукатуров (А. А. Казаков), маляров (В. А. Мезин), плотников (Ф. Н. Бурмистров), по очистке смотровых каналов (П. С. Гандуров). Руководили процессом старший мастер К. Д. Буров, начальник техотдела А. С. Селешков и техник В. М. Сорвёнков. Они не были строителями, поэтому приходилось учиться самим и учить других. Были заделаны проёмы растворных ворот, сделаны оконные рамы. Рабочие штукатурили и красили стены, засыпали и бетонировали смотровые канавы, заливали полы раствором с мраморной крошкой и шлифовали их. Соединили стенами два помещения депо, полы покрыли шестигранными чугунными плитками. Получился просторный цех, в котором планировалось производство нового подшипника 260805.

Одновременно строились помещения вспомогательных участков - ремонтно-механического и автогаража, возводился второй этаж заводоуправления. Проектные работы по вентиляции цеха шлифовки, оснащению гальванического и нового участков проводились Горьковским автозаводом. Коллектив гордился тем, что будет новое производство. Трудились с энтузиазмом, добросовестно. На строительных работах отличались: А. Ф. Шекурова, А. П. Гребнева, А. П. Шекурова, Ю. И. и В. И. Дубенские, А. С. Каташин, В. И. Давыдов, Н. С. Мазов, А. И. Евстафьев, В. С. Москов и многие другие.

В 1967 году стройка завершилась везде, кроме административно-бытового корпуса. Заводоуправление временно разместили в помещении Красного уголка. Рабочие кадры к тому моменту уже были обучены. В 1968 году начался завоз оборудования, в котором принимал участие водитель завода А. И. Ерошин и водители Лукояновского автохозяйства. Часть оборудования была передана с автозавода - того самого цеха, в котором лукояновцы учились на курсах. Теперь всё было готово к запуску нового для города и района предприятия.

Первыми производственными мастерами стали: цеха сборки - В. А. Мезин, шлифовки - К. Д. Морозов, А. А. Казаков, А. Г. Соколов, М. И. Кудашов, А. И. Евстафьев, демонтажного - В. М. Сорвёнков, ОТК - Л. В. Сергеев, РМЦ - А. Н. Усачёв, старшим комплектовщиком - Е. И. Волкова.

Помощь в запуске оборудования оказывали пуско-наладочные бригады с ГАЗа и других подшипниковых заводов. Отработанные подшипники для ремонта поступали из многих областных «Сельхозтехник»: Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской и других, а также с заводов, фабрик и автохозяйств нашей и соседних областей.

Отработанные подшипники сортировались на годные для ремонта и негодные. Сдатчикам производили оплату: за годные к ремонту - в размере десяти процентов от стоимости нового подшипника, негодные принимали по цене металлолома. Отгрузку отремонтированных подшипников производили потребителям согласно выделенным фондам.

Коллектив сборочного участка.jpg Для сборки подшипников необходимы комплектующие изделия (кольца, шарики, ролики, сепараторы, заклёпки), которые получали с подшипниковых заводов согласно заключённым договорам. Этими вопросами занимались работники ППО, начальником которого был Н. Ф. Платонычев, а позднее - В. А. Сёмин, Т. И. Старшова, А. М. Мозгунова.

Ремонт подшипников проходил согласно разработанным технологическим картам. Первый отремонтированный подшипник был выпущен в 1968 году. Нарабатывался опыт, навыки, повышалась квалификация работников завода. Выпуск подшипников увеличивался с каждым годом и достиг 1 млн. 400 тыс. штук в год.

В 1968 году «Главподшипник» предложил наладить на площадях построенного цеха производство нового подшипника-катка 260805, который применялся для конвейерных линий машиностроительной промышленности. Были выделены фонды на покупку шестишпиндельных токарных автоматов 1А290 и 1265 Киевского станкостроительного завода. Вес автоматов составлял 22 тонны и 14 тонн, стоимость - 35 и 28 тыс. руб. Станки прибывали на железнодорожных платформах, а чтобы их снять, со станции Арзамас вызывали кран аварийно-восстановительного поезда. Благо, вдоль заводского забора проходил железнодорожный путь. Станки снимались с платформ и через забор ставились на подложенные рельсы. Тракторами их подтягивали к цеху. Пришлось разбирать оконные и подоконные проёмы, а устанавливали станки в цехе с помощью лебёдки.

Дополнительно велись работы по организации термического участка, участка по вырубке защитных шайб. Подготавливали токарей-автоматчиков, слесарей и электриков по ремонту и обслуживанию токарных автоматов, слесарей по изготовлению технологической оснастки, режущего инструмента, средств измерения. Автоматно-токарный цех (АТЦ) работал в две смены, термический участок - в три. Первыми мастерами АТЦ были Б. М. Уродов и А. А. Казаков. Изготовлением оснастки и режущего инструмента для автоматов занимался Ю. П. Полушкин. Следует отметить хорошую работу токарей-автоматчиков А. И. Кожевяткина, И. Д. Будилкина, А. Дубинина, В. Сорокина; токарей-операционников З. Суслёнковой, В. Алёшенькиной, М. Будилкиной, Л. Давыдовой; термистов А. А. Тарасова, Е. Марушкина; прессовщика А. И. Дубинина и многих других.

Уже в 1970 году новый подшипник запустили в производство. Его выпуск ежегодно увеличивался и к 1985 году достиг 850 тыс. штук в год. В основном все выпущенные подшипники отправлялись в Украину на Львовский конвейерно-строительный завод. Также по 5-10 тыс. штук в год отгружали на ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, Дмитровский автоагрегатный завод.

Коллектив шлифовального участка.jpg Одним из самых трудоёмких и сложных цехов при производстве подшипников был шлифовальный. Оборудование, переданное с ГАЗа, особенно жёлобо-шлифовальные станки-качалки, были устаревшими, часто требовали ремонта и переналадок. С этим прекрасно справлялись наладчики Н. И. Давыдов, Ю. Н. Дубенский, А. Г. Соколов, обеспечивая качественную и производительную работу шлифовщицам А. Н. Дёминой, В. С. Казаковой, Н. Н. Сорвёнковой, Т. А. Дубининой, Н. Букиной и другим.

Для частичной замены станков были закуплены новые с Ленинградского опытно-станкостроительного завода. Новый метод шлифовки с использованием керамических шлифовальных кругов, сепарированием охлаждающей жидкости позволил улучшить условия труда, качество продукции и воздушную среду цеха. Наладчики М. Селивёрстов, А. П. Курин, электрики Н. И. и О. Н. Савлевы, Н. Бычков, О. П. Петров быстро освоили обслуживание станков. Замена оборудования в шлифовальном цехе продолжалась и далее. В 1986-1987 годах было приобретено десять жёлобо-шлифовальных станков-автоматов с программным управлением производства ГДР по цене 125-135 тыс. руб. за каждый. Эти станки значительно улучшили условия труда, качество выпускаемой продукции, позволили внедрить многостаночное обслуживание.

За счёт увеличения количества выпускаемой продукции выросла нагрузка на сборочный цех, которым руководила мастер М. Ф. Сорокина. Но коллектив с честью справлялся с поставленной задачей благодаря освоению смежных профессий, взаимозаменяемости и опыту работников цеха, так как там практически не было текучести кадров. В цехе вводились новые технологические операции: электрохимическое клеймение, размагничивание подшипников, замена материалов при консервации подшипников. С такими работниками, как В. Я. Марушкина, А. Н. Филюшина, Т. А. Ванясина, А. Маркелова, В. Дубинина, Л. Н. Крылова и многими другими, а также бессменным контролёром Л. И. Лагашиной нерешаемых задач не было.

Вновь вводимое станочное оборудование требовало значительного расхода электроэнергии. Завод питался от железнодорожной электроподстанции, и временами из-за перегрузки происходило отключение, в результате чего все резцы на токарных автоматах, а их на каждом было от десяти и более, приходили в негодность. Необходима была своя электроподстанция. Горьковский студенческий строительный отряд под руководством студента Михаила Ермакова (ныне главы администрации Лукояновского района) за лето построил трансформаторное помещение, кузницу, заключил отвод условно чистых вод в трубы диаметром 300 мм на фундаментных блоках по ул. Пушкина до нефтебазы.

В новом цехе перерабатывали 1 200 тонн стальной трубы ШХ-15 и 130 тонн стальной ленты. Было механизировано удаление стружки из цеха, её дробление и погрузка на автотранспорт.

Теперь перед коллективом завода стояла задача по приёмке, сортировке и хранению целых гор отработанных подшипников. Для этого был построен металлический механизированный склад, оборудованный кран-балками и многооборотной металлической тарой.

Большая номенклатура выпускаемых подшипников требовала внушительных площадей для хранения колец после демонтажа подшипников. В «Волговятмашэлектроснабсбыте» велась реконструкция складских помещений. Заводом в Горьком были приобретены и демонтированы механизированные складские секции. На заводе их собрали, установили краны-штабелёры, заполнили секции многооборотной металлической тарой. Это позволило значительно сократить площади хранения ремонтного фонда, так как кольца складировались на высоту до шести метров. Такой же склад построили между кузницей и гаражом для хранения комплектующих изделий (шариков, роликов, сепараторов).

Службу ОТК перевели в новое светлое помещение, создав хорошие условия для хранения и ремонта контрольно-измерительных приборов. Контроль за соблюдением сроков поверки средств измерения вела метролог Т. Б. Митина.

Выполнение плановых показателей завода зависело от слаженной работы главного инженера А. М. Зайцева (затем главным инженером стал Н. Ф. Шлаитов), начальника техотдела Е. Ф. Муреева, инженера-механика Н. Ф. Шлаитова (позже в этой должности работал А. С. Загребалов) и мастера ремонтно-механического цеха (РМЦ) И. Д. Зюзина.

Работа коллектива РМЦ была особенно сложной. Приходилось осваивать новое оборудование, оснастку, инструменты, готовить штампы клёпки подшипников, мембранные и цанговые патроны, цанги для токарных автоматов, изготавливать резцы из трудно закаливаемой легированной стали Р6М5, производить текущий и капитальный ремонт оборудования. В РМЦ трудились отличные специалисты: токари Н. С. Мазов, Н. В. Дёмин, В. Ю. Волков, инструментальщики Ю. П. Полушкин, Н. М. Дадушин, слесари А. С. Каташин, В. И. Давыдов и другие.

Работу мастеров цехов курировал старший мастер завода А. Г. Соколов - хороший организатор производства, умеющий найти подход к каждому работнику, решить любую проблему.

Вручение А. М. Зайцевым (справа) почётной грамоты работнику завода В. И. Давыдову.jpg В обеспечении завода необходимыми материалами следует отметить работу начальника отдела материально-технического снабжения (ОМТС) Ю. Ф. Волкова и водителей-междугородников В. Е. Гаврилина, Ю. И. Власова, П. В. Азаркина, А. А. Ульянова. Они отвозили продукцию завода во Львов, Винницу, Гнивань, Луцк, Вологду, Курск, Москву и ещё множество городов. Назад - не пустыми же возвращаться! - привозили для работников завода живую рыбу, помидоры, яблоки, зерно и другое.

Сейчас принято критиковать советский строй. Но в то время на улицах было сложно встретить праздношатающихся людей - у всех была работа. На ремонтно-подшипниковом заводе трудились 380 человек, сменяемость доходила до 50 человек в год.

На предприятиях, в колхозах повсеместно действовали общественно-политические, профсоюзные, партийные, комсомольские организации, которые вели большую воспитательную работу. Под их руководством создавались общества: ДНД (добровольная народная дружина для поддержания правопорядка на улицах города), ДПД (добровольная пожарная дружина), БРИЗ (бюро изобретателей и рационализаторов). Освобождённых из мест заключения закрепляли за трудовыми коллективами, где им назначались наставники. Думаю, что всё это оказывало положительное влияние на общество.

У нас на заводе воспитательной работой занимались инспекторы отдела кадров, секретари партийной организации В. А. Трифонова, Г. Н. Финичева, И. И. Полушкин, П. П. Коваленко, Т. И. Старшова и Т. А. Жарикова. Председатели профкома И. Ф. Балакирев и Н. В. Ерошина заботились о путёвках в дома отдыха для рабочих, их санаторно-курортном лечении, а детей работников обеспечивали путёвками в летние пионерские лагеря.

Состав коллектива был по большей части молодёжным, а где молодёжь - там и движение. На заводе кипела культурная жизнь. Репетиции и концерты проходили в красном уголке. Выступали в национальных костюмах. Хором руководила В. В. Соколова. Активное участие в художественной самодеятельности принимали: Л. В. Завидонова, А. Деманова, В. Казакова, Л. Немцова, Н. Сорвёнкова, Р. Старшова, А. Мозгунова и другие. Приглашали к себе и артистов Горьковской филармонии. К профессиональному празднику организовывали вечера отдыха (позднее - в заводской столовой). Были приобретены инструменты духового оркестра, в котором играли Б. В. Банщиков, А. Курин, Ю. Буйлов, М. Почивалов; в струнном оркестре - С. Шульгинов, А. Колобков и другие.

Для детей работников проводили новогодние ёлки с подарками и призами за лучшие костюмы. Профком устраивал поездки ребят на областную новогоднюю ёлку во Дворец спорта.

За спортивную жизнь коллектива отвечал Ю. Желобов. На заводе были футбольные, хоккейные команды, лыжники, шахматисты, шашисты, которые участвовали не только в межцеховых, но и городских и районных соревнованиях.

Совет трудового коллектива.jpg Коллектив завода принимал активное участие в общественной жизни района. Подшефным был колхоз «Полянский» (председатель В. М. Шилов). Весной перебирали картофель из буртов, подготавливая его к посадке, обрабатывали посевы сахарной свеклы. В этом деле помогали также ученики школы № 21 (теперь - школа № 2) и дети работников завода под руководством А. Н. Филюшиной - бывшего свекловода с Украины. Дети в Малой Поляне жили, трудились, отдыхали. Питание было отличным. Работники завода помогали колхозу в заготовке сена и веников. Бригада слесарей и сварщиков под руководством И. Д. Зюзина построила в Малой Поляне крытую напольную зерносушилку. В уборочную кампанию завод помогал автотранспортом.

При подготовке к летнему сезону пионерского лагеря «Лесная сказка» завод ремонтировал механические аттракционы (качели, карусели и т. п.) и следил за их исправным состоянием. Рабочие участвовали в благоустройстве города: строили тротуары по пер. Железнодорожному и по ул. Загородной.

Коллектив завода был постоянным участником районного соцсоревнования между промышленными предприятиями, ему многократно вручали переходящее Красное Знамя и денежные премии лучшим работникам.

Были построены 21-квартирный, 8-квартирный и 16-квартирный жилые дома в микрорайоне № 1, а также 16-квартирный четырёхэтажный дом в Красном переулке.

Заводу была необходима реконструкция, требовалось строительство нового корпуса. Горсовет выделил территорию до бывшей нефтебазы, на которой стояли двух- и четырёхквартирные деревянные дома железнодорожников. Их переселили в 21-квартирный дом, а деревянные перенесли на ул. Строителей. В них получили квартиры работники завода.

Для дальнейшего развития предприятия готовились технические условия под строительство нового корпуса, но решение о подготовке проекта откладывалось, так как городские и районные власти просили заложить в техусловия строительство очистных сооружений, что требовало больших денежных вложений. «Главподшипник» выделял на это только половину вложений для долевого участия. Другого дольщика город не нашёл.

В 1989 году проводилась реорганизация, укрупнение подшипниковых заводов, создавались ГПО (государственные производственные объединения). Мы вошли в состав ГПО-23 (г. Вологда) с сохранением всех счетов и производственных функций. Сменилась только отчётность: не перед Главком, а перед ГПЗ-23. Эти изменения позволили нам улучшить материально-техническое обеспечение завода оснасткой, металлорежущим и абразивным инструментами, комплектующими изделиями. ГПЗ-23 заключил с Куйбышевским филиалом института подшипниковой промышленности договор на проектирование реконструкции Лукояновского РПЗ с локальными очистными сооружениями и газовой котельной. Был приобретён комплектный модуль, начиналось строительство фундамента под него…

На этом всё заканчивается. Начинаются лихие 90-е годы. Разрушается система Госплана, появляются незнакомые слова: «бартер», «ваучер», «приватизация». В результате в первом квартале 2001 года завод стал частным предприятием. Сейчас он прекратил выпуск продукции.

Александр Михайлович ЗАЙЦЕВ,
бывший директор РПЗ

Источник http://lukpravda.ru

Комментарии

Пока нет комментариев

Наверх