Сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе
Нижегородской области
Сегодня: 20 апреля, 2024 (Суббота)
 Главная | Фотоальбомы
Помощь проекту
Карта Сбербанка:
4276 1609 4789 6784 (СМШ)
Последние комментарии
Евгений (Статьи)
4 февраля 2024 — 10:42
Моя бабушка как-то говорила: "мы не эрзя и не мокша. Мы - шокша" Она родом из Печь. >>>
Гость (Статьи)
28 ноября 2023 — 22:57
Материал сырой и не точный. >>>
petr123 (Статьи)
5 ноября 2023 — 00:01
Спасибо >>>
admin (Статьи)
4 ноября 2023 — 19:45
Добрый день. 1) Насколько я знаю, два ADSL модема не соединятся между собой. Только связка DSLAM и ADSL модем. В связке могут работать два SHDSL... >>>
petr123 (Статьи)
4 ноября 2023 — 17:49
Добрый день. Спасибо за скетч и схему Но у меня вопросы. 1) Я бы хотел промерить характеристики провода. Те у меня нету на обратной стороне провода... >>>
Прогноз погоды
Поиск по ключевому слову
Ежедневный гороскоп
Вчера  Сегодня  Завтра
Овен (21.03–20.04)
20.04.2024
Сегодня ситуация, возможно, сложится таким образом, что вам придется действовать немедленно, времени на раздумья не останется вовсе. Запаситесь несколькими вариантами решений заранее.
Случайное изображение
С. Полосин планирует восстановить ткацкий станок.jpg
Мудрые мысли
"Мы на многое не отваживаемся не потому что оно трудно; оно трудно именно потому, что мы на него не отваживаемся".
Сенека Луций Анней
Реклама
Наш баннер
Лукоянов.Ру - сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе.


Фильтр:

РАССКАЗЫ БАБУШКИ ЛУШИ О ВОИНЕ-МУЧЕНИКЕ ДЕДУШКЕ МИШЕ, ЕГО ДОМЕ И МНОГОМ ДРУГОМ, ЧТО НАВЕЧНО В ПАМЯТИ
31 Января, 2017 - 20:10:06 (opergs)
Рассказ второй
РЫБАЛКА ПИСАТЕЛЯ ЦВЕТНОВА
Это было в послевоенном году, летом 1946 или 1947 года. С поселка Жижинов наши родные позвали моего брата Николая (он тогда собирался в армию) бреднями в пруду ловить карасей. Брат взял меня с собой. Он с шестом тащил бредень с самой глубокой стороны, а пруд был с тремя мысами, по берегам кусты, деревья. С двух сторон бредень помогали тащить связанными вожжами. Мужиков-то поубивало на войне, так что наша большая артель рыбаков в основном состояла из подростков и мелюзги всего поселка. Мы, ребятня, тщательно перебирали грязь, тину и быстро бросали назад в воду всю мелочь, чтобы карасики не умерли на солнышке.
Командовал рыбалкой тогда корреспондент Цветнов, приехавший на побывку из Горького или Починок. В гимнастерке и солдатских кальсонах, засученных с тесемками выше колен, он-то и собирал в ведра крупных карасей, то и дело хвалил нас, детей, не дающих гибнуть карасям. Сам Александр Иванович глубоко в воду не лазил. Говорили, что давали о себе знать ранения и болезни о войны. С заработанным ведром карасей от писателя Цветнова пришли мы тогда с братом к вечеру домой.

А.И. Цветнов.jpg В 80-90-х годах мне не раз доводилось встречаться о А.И.Цветновым в редакциях газет и на писательских активах. По-земляцки Александр Иванович приглашал к себе домой на улицу Полтавскую в г.Горьком. С теплыми пожеланиями дарил свои книги, а его жена, душевная Анна Ивановна, угощала меня чаем.
На моих любительских фото 80-летний юбилей писателя А.И. Цветова в Горьковском Союзе писателей. Среди дежурных речей чиновников Александр Иванович вдруг предоставил мне слово и попросил рассказать о почти фронтовой ловле карасей в пруду Жижинова поселка. Навечно в душе его жила память-любовь к отчим краям детства.

«НА-КА, МАМА,ТЕБЕ КАРАСИКОВ»
- На-ка, мама, тебе карасиков, - угощал бабушку Лушу из ведер с телеги ее старший сын Григорий Михайлович Брагин, прозванный за что-то Бабуриным и в войну работавший недолго председателем колхоза в д.Скородумовке. Вот не за ту ли рыбалку пасмурным днем, но в разгар сенокоса пьянку-гулянку всей деревне сделал! Это в войну-то?! "Упеките его в тюрьму», - писали доносчики. «А может, за то, что по малограмотности свое ведерко рыбы начальству в Лукоянов не сообразил», -рассказывал мне позже сам дядя Гриша. А он действительно собрал тогда полдеревни не взятых на войну мужиков да подростков, вроде моего брата. Ну и мы, дети, из тины спасали маленьких ка-расиков. Зато рыбу из 20 ведер развозили потом по всей деревне не только самим рыболовам, но и постоянникам ферм, сиротам погибших на фронте отцов.
У самого дяди Гриши из семерых детей воевали все четыре сына. На целый сегодняшний телесериал хватило бы злоключений одного только Петра. Попав о плен в самом начале войны, он перевозился в разные концлагеря Европы, сбежал из одного из них, воевал в рядах французских партизан - маки. «Ваш сын Брагин Петр храбро воевал в маки, погиб в бою и похоронен в г.Бордо», - написали
из Франции в извещении на сына матери, тете Татьяне.
Сгинул неизвестно где сын Федор, оказавшийся в начале войны на Западном фронте. Да и как было не пропасть ему в той кромешной неразберихе первых дней войны!

Романтична и трагична судьба третьего сына Александра. Воевал он на Украине. В городе Фастов влюбился в «гарну дивчину» и, вернувшись к ней после Победы, работал завхозом в школе. Помню, в 80-х годах приезжал он в родную Скородумовку, а родители уже давно умерли. В деревне еще жила и работала его предвоенная любовь Анна Егоровна. С нею жил кудрявый сын-красавец, сам уже отец двух дочек, названный в честь отца Александром. И каялся отец перед сыном: «Прости, что не растил тебя». А меня тот могучий мужик с полуседой головой уговаривал: "Брательничек, я оплачу дорогу, поедем. И жена с детьми, и соседи, и на работе все поедом едят, сживают меня со свету. А ты напишешь про них в газету». Изумляет эта наивно святая вера, что другой, даже корреспондент, как Бог, решит все твои беды.
Но умер вскоре на Украине Александр Григорьевич. И трагически погиб во цвете лет электрик на Лукояновской подстанции Александр Александрович Брагин, по наследству от деда носивший то звучное прозвище - Бабурин.
Лишь четвертый сын Иван с войны вернулся домой. Женился на соседке Татьяне Гавриловне, работал на ферме и всегда плакал, что детей нет. Из безлюдной Скородумовки переехали в Б.Мамлеево и упокоились оба рядом на кладбище.

Самая старшая дочь дяди Гриши Наталья со своим воином, майором Василием Семеновичем Сидоровым, три года жила в поверженной Германии, но потом только в Скородумовке. Средняя, Анна, в поисках лучшей доли оказалась на атомном заводе в Свердловской области. С мужем, тоже Василием, вырастили трех дочерей. Младшая дочь Антонина была дояркой на последней ферме в Скородумовке. С мужем, трактористом Виктором Степановичем Николаевым, они вырастили четырех детей и долго «не соглашались» с умиранием деревни. Построили кирпичный дом в Лукоянове, жили с газом и в полном достатке. Но, по-моему, ела их тоска по близким и заросшим бурьяном краям детства, и а возраста едва 70 лет, три года назад, их друг за другом «съел рак».
Сам же дядя Гриша, этот гвардеец-работник, проживет короткую, но славную жизнь. Обезножит, умрет в 69 лет, и бабушка Луша успеет его схоронить.

пруд в Скородумовке 1950 год.jpg Но я ушел от ухи. Тех карасей в войну мы ели почти неделю. А еще их икру с яйцом и стаканом козьего молока в глиняной крынке в печи мне поджарили. Я ел то невиданное лакомство и угощал им всех домашних.
- Бедный ребенок, - причитала надо мной бабушка Луша. - Дай Бог тебе здоровья пережить эту вторую войну с германами. А знаешь ли ты, какую красную и черную икру да с красной рыбой дед твой Миша возил нам с Нижегородской ярмарки?! Это еще до той, первой войны о германами, а дед воевал с ними и был у них в плену.

ЕХАЛ ДЕД МИША С ЯРМАРКИ...
- Ох, и помнятся мне те ярмарки. Чем, спрашиваешь? Да всякими невидалями да чудесами. Ведь со всего белого света туда съезжались купцы да покупатели. А лавки и магазины на каждом шагу: глядишь, и глаза разбегаются. Доставай только деньги да покупай. Вот, гляди, какой воздушный платочек. Сейчас я его достану ив своего приданова сундуки. Из Персии этот платок. Дед мне подарил к венчанью. А венчаться мы ездили в Тольский Майдан в церкву, на тройке с бубенцами. Это такие маленькие колокольчики, на дугу приделывались. В Мерлиновке церкву строили, но службы еще не было. Это позднее мы все сюда ходили, две версты, как прогуляться. Да и на каждый день, а не воскресные службы и на престольные праздники. Это уж обязательно!
Дедушка твой часто по разным делам ездил не своих лошадях и в Тольский, и в Лукоянов. Сколько лошадей-то было? Две всегда, а то и три. Да жеребята. Самого хорошего жеребенка дедушка выращивал да через две года приучал к работе. Как к какой работе, дурачок ты этакий? Землю пахать плугом да телегу возить.

С плугом-то на пахоте у нас раз беда случилась. Лошадь еще плохо приучена была, чего-то испугалась и рванула из борозды. А за пахаря был Гриша, наш первенец, лет десять ему было. Сам дедушке невдалеке пахал на другой лошади. Как услышал он беду, метнулся к ним. А сынок под плугом в борозде, как мертвый, а лошадь над ним стоит спокойная, понуря голову. Слава Богу, живой наш Гриша оказался, но обе ноги покалечены. Вот с тех пор он и ходит враскорячку и будто подпрыгивает. От солдатчины освободили..
А женили мы его на боевой Татьяне Червонцевой, она им всю жизнь командует. Живут дружно. Четверо их сыновей - первые заводилы были во всех компаниях ребят на деревне, дай Бог им удачу на этой новой войне с германами да живыми вернуться домой.
Самый боевой в их семье - это первый ребенок, дочка Наташке - Бабуркой прозвали ее на деревне.Родилась она в тот год, как дед твой Миша уходил не первую германскую войну.

Ох, в сторону и далеко унесло нас с тобой, внучок, от ярмарки. Чего я сама там покупала? Да я ни разу там не была. Это все со слов деда. А у меня дома хозяйство: две коровы с телятами, три поросенка на откорме, десяток овец, пятнадцать кур с двумя петухами. Работников же в помощь мы не держали, крутились сами день и ночь, детей с малолетства ко всем работам приучали. Старики-родители, когда в силе были, помогали.
Уход за лошадьми дедушка Миша, если не в отъезде был, никому не доверял. Поил, кормил их. чистил стойла. А если на дворе три лошади да два жеребенка - эту работу, внучок, и во сне не сделать непривычному.
Зимой, бывало, после Рождества уезжал дед на ярмарку. Все в доме готовились к этому. Ткали холсты, пряли пряжу. Заготовляли топленое масло, копченые свиные окорока. В саду держали мы небольшую пасеку из пяти-десяти ульев. По заказу кому-то дедушка возил мед, прополис, медовуху.

А дорога до Нижнего почти 200 верст. Поездов от Лукоянова еще не было, ездили на лошадях да с ночлегами на постоялых дворах. Случалось, грабили в дороге. Но дедушку Мишу твово Бог всегда хранил от лихих людей. Вот только уж когда колхозы везде начались, почему-то не спас его ангел-хранитель от горькой смертушки, - бабушка всхлипывает и крестится, молится.
- В обоз их собиралось по 10-80 подвод. Со всей округи. И с именитыми лукояновскими купцами дедушка знался. А в Нижнем они только ночь одну ночевали, свои все товары скупщикам сдавали, закупали, что себе надо, и скорее назад домой. Ведь у каждого семьи, хозяйство.
А уж мы-то все ждем не дождемся. Каждому дедушка подарки покупал: обувку, одежу, ведь в лаптях да грубых холстах ходили. Калачи, кренделя, конфеты привозил. И весь Великий пост, до светлой Пасхи, ели красную рыбку, уху из нее. А рыба-то большая-пребольшая, прямо с тебя, внучок.
Однажды дедушка привез гармонь, тогда еще мальчишке, твоему отцу. Степушка больно просил гармонь. Позже его на свадьбы с гармонью звали. Да он с гармонью «уговорил и украл» твою мать из Больших Арь, из строгой семьи молоканов.
- Да ты никак уже спишь, внучок? Ну, пускай тебе присниться и красная рыба дедушки, и гармонь твоего отца. Только бы не горькая судьба твоего дедушки тебя ждала впереди. Спи на здоровье, внучок, мой любимый, - бабушка Луша поправляет мне под головой подушонку, укрывает еще одной дерюжкой. А я улетаю из войны с немцами и нищей окружающей жизни в свои яркие фантастические сны.
А дальше мы расскажем о Жилине и Костылине...

автор Юрий БРАГИН (Сохранена авторская стилистика и пунктуация. Продолжение следует)
http://lukpravda.ru


Комментарии

Пока нет комментариев

Наверх