Сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе
Нижегородской области
Сегодня: 19 марта, 2024 (Вторник)
 Главная | Фотоальбомы
Помощь проекту
Карта Сбербанка:
4276 1609 4789 6784 (СМШ)
Последние комментарии
Евгений (Статьи)
4 февраля 2024 — 10:42
Моя бабушка как-то говорила: "мы не эрзя и не мокша. Мы - шокша" Она родом из Печь. >>>
Гость (Статьи)
28 ноября 2023 — 22:57
Материал сырой и не точный. >>>
petr123 (Статьи)
5 ноября 2023 — 00:01
Спасибо >>>
admin (Статьи)
4 ноября 2023 — 19:45
Добрый день. 1) Насколько я знаю, два ADSL модема не соединятся между собой. Только связка DSLAM и ADSL модем. В связке могут работать два SHDSL... >>>
petr123 (Статьи)
4 ноября 2023 — 17:49
Добрый день. Спасибо за скетч и схему Но у меня вопросы. 1) Я бы хотел промерить характеристики провода. Те у меня нету на обратной стороне провода... >>>
Прогноз погоды
Поиск по ключевому слову
Ежедневный гороскоп
Вчера  Сегодня  Завтра
Овен (21.03–20.04)
19.03.2024
Последнее время у вас появилась тенденция не замечать ничего, кроме волнующей вас проблемы, будь то работа или вопросы, связанные с личной жизнью. Все же постарайтесь вспомнить, что существует еще и окружающий мир, в котором, несмотря на удручающую экологическую обстановку, все равно неплохо.
Случайное изображение
349.jpg
Мудрые мысли
"Есть люди, которые никогда не заблуждаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями".
Иоганн Вольфганг Гёте
Реклама
Наш баннер
Лукоянов.Ру - сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе.


Фильтр:

МОЕ БУДУЩЕЕ ОПРЕДЕЛИЛ КУМАНЕВ
29 Января, 2017 - 21:50:41 (opergs)
Выпускники педагогического колледжа 1.jpg 2014 год — юбилейный для педагогического колледжа. Мы продолжаем знакомить читателей газеты с воспоминаниями выпускников этого знаменитого учебного заведения. Воспоминаниями делится Альберт Иванович Валов.
Я окончил Лукояновское педучилище а далеком 1957 году. В дальнейшем моя жизнь будет связана с различными регионами страны, но каждый отпуск я проводил в родном городе. Хотя я и не связал свою деятельность с системой образования, но с гордостью могу говорить, что я окончил Лукояновское орденоносное училище.
Мне не было и семи лет, когда в 1946 году нас с матерью в стенах педучилища приютил директор Александр Александрович Куманев. Нашлось место и для нашей козы, привезенной из деревни. Ее разместили под крыльцом одного из зданий училища.
Один добрый сельский учитель из мордовского села Чиргуши (мать работала техничкой а школе), видя, что наши дни сочтены, потому что мать постоянно болела, да и я «таял на глазах», убедил Александра Александровича принять мою родительницу на работу (так мне рассказывала мать). Возможно, немалую роль в нашей судьбе сыграло и то, что Александр Александрович хорошо знал моего отца, который преподавал в Горьковской совпартшколе. Неизвестно, как он оказался в следственном изоляторе, где пробыл более полугода, а затем в 1938 году был выслан в село Чиргуши, где работал учителем истории и познакомился с моей матерью Потом родился я. Тайна, покрытая мраком, - почему мой отец был вынужден уехать из села Чиргуши в Мордовию, где через полтора года после моего рождения умер.

О том, что пути моего отца и Александра Александровича как-то пересекались, я узнал только в 1959 году из очень краткой информации во время застолья, устроенного в нашем доме. Вряд ли об этом догадывалась моя мать, время было тяжелое, и она инстинктивно ограждала меня от всех бед, поэтому редко упоминала о нем. А у меня было страстное желание узнать как можно больше о своем родителе.
Поддержка А.А.Куманева и козье молоко помогли нам выжить. Выздоровела моя матушка, стал поправляться и я. В благодарность своему спасителю мы всячески пытались оправдать доверие директора, Я старался хорошо учиться, но мои попытки были тщетны из-за незнания русского языка. Кое-что я понимал, но выразить свои мысли не мог, так как никто меня к школе наготовил.
С горечью вспоминаю свое детство, не понимая, почему сельчане плохо относились ко мне. Только потом осознал, что мой дед принимал участие в раскулачивании крестьян и причинил им немало горя. Поэтому многие были настолько озлоблены, что даже не разрешали своим детям играть со мной. Лукояновская детвора потешалась, что я путал мужской и женский род, не говоря уже о среднем, которых нет в мордовском языке, да и с ударениями ничего не получалось.
Понимая мои беды, мать хотела забрать меня из школы, но, посоветовавшись с Александром Александровичам! решила не делать этого, «У сына не получается с учебой,-обратилась она к нему. Доверительно улыбаясь, он успокоил ее, объяснив, как трудно мордвину одолевать русскую грамоту: «Не волнуйтесь, Мария Яковлевна, все наладится!» Александр Александрович был замечательный педагог и прекрасно знал, что в таком возрасте ребенок легко обучается языкам. А может, и сам сталкивался с такой ситуацией.
Наставления, забота, внимание, постоянная поддержка и советы со стороны директора помогли нам о матерью принять решение о моем поступлении в педагогическое училище. Я шел туда с планами научиться играть на баяне и мечтой получить фабричные лыжи с ботинками - у меня их никогда не было. Со спортивным инвентарем проблем не было, а вот с музыкальным инструментом не получалось. Когда стали проверять мой слух, то выяснилось, что для игры на баяне я не годен.
Загрустил я тогда, затосковал по своему классу, ребятам, с которыми проучился семь лет, заныл, высказывая свои обиды матери: «Ты говорила, что я буду играть на баяна, а у меня и на домбре ничего не получается». «Ничего, не волнуйся, все наладится», - был ее успокаивающий ответ.

Не знаю, что было в мыслях моей матери, этой безграмотной, но мудрой женщины, когда она всем своим материнским чутьем осознавала, что обучение в училище позволит мне в последующие годы стать настоящим человеком.
Не представляю, как она ре-шилась обратиться к директору и убедить его, что ее сын желает научиться играть на баяне. Примерно догадываюсь, как, в свою очередь, он вел потом диалог с преподавателем по классу баяна, музыкантом от бога, Михаилом Максимовичем Ивлееым: «Миша, ты знаешь, у сына нашей Марии Яковлевны, Алика, трагедия. Мальчик смышленый, не баловень, поступил к нам учиться. Он очень хочет научиться играть на баяне, но не прошел для этого отбор. Из него, конечно, не получится музыканта, но очень хочется,, чтобы его заветная детская мечта сбылась*.

Титанические усилия пришлось прилагать, чтобы одолеть невозможное и без должного музыкального слухе научиться играть не баяне элементарные вещи. Я не мог подводить ни своего учителя, ни покровителя, что в дальнейшем помогло не страшиться никаких трудностей и всегда добиваться намеченной цели. А.И.Валов и Г.И.Цветкова.jpg
В жизни не всегда происходит так, как бы тебе хотелось. Но отеческая забота со стороны Александра Александровича позволяла преодолевать все трудности. Я воспитывался без считал его таковым.
Было сложное послевоенное голодное время, запрещалось отмечать религиозные праздники, но мать Александра Александро¬вича, Мария Макаровна, всегда наказывала моей родительнице, чтобы я обязательно приходил к ней христосоваться на Пасху, что я с удовольствием и делал. Обычно мы встречались с ней, выполняли необходимый ритуал, я получал заветное некрашеное, невареное
яйцо и бежал, радостный, домой, в наше малюсенькое, 12 кв.м., жилище, которое находилось в конце коридора красного здания педучилища и вмещало в себя шесть человек.
Однажды, в праздник Пасхи, Марии Макаровны не оказалось на обычном месте, а меня встретил Александр Александрович. От неожиданности я растерялся, но страстное желание получить яйцо переломило мой страх и вынудило промолвить: «Христос воскрес!». Улыбающийся Александр Александрович прошептал мне: «Иди к бабушке, иди к ней», - и показал, куда идти. Не знаю, кто из нас больше обрадовался этой встрече: то ли Мария Макаровна, то ли я, бросившись в объятия своей спасительницы. После этого дня я никогда не посещал их дом, но эта добрая женщине еще долгое время продолжала меня радовать съестными гостинцами. Что такое было для меня яйцо в то время, когда постоянно мечтал о крошке хлеба, рассуждая: «Прежде, чем проглотить эту вкусность, нужно подержать на языке некоторое время и только потом отправить в живот».

Вряд ли кто нам был ближе Александра Александровича. Если когда-либо я заболевал, мать бежала к нему за таблетками, от которых ее чадо выздоравливало. Для нее не существовало никаких авторитетов, врачей, начальников, учителей и советчиков, было одно только светило, которое ее спасало в любых ситуациях, - это А.А.Куманев.
Никакое материнское наказание за датские шалости и ее нравоучения во взрослом возрасте не действовали так, как угрозы, что она пожалуется своему директору. Да оно того стоило, так как он всегда шел нам на помощь. Шестнадцать лет мы не имели своей квартиры, скитались по разным «углам», по-другому не скажешь. С малолетства помню, как мать мечтала о своем домике, хотя бы с одним окном. И когда появилась возможность построить дом, опять посодействовал Александр Александрович в выделении земли под строительство.

Денег катастрофически не хватало. В выделении ссуды для приобретения строительных материалов и оплаты плотникам нам
было отказано из-за маленькой зарплаты матери, а моя стипендия и пенсия за умершего отца вообще , не учитывались как платежный до-кумент. Когда об этом узнал Александр Александрович, он выступил поручителем, охарактеризовав свою техничку как честную труженицу, способную выплатить взятые а долг деньги своевременно, что она и сделала за два с половиной года вместо запланированных пяти лет.
Мне кажется, А.А.Куманев обладал особым даром определять желания окружающих его людей. В педучилище был принят своеобразный порядок проведения общих комсомольских собраний и других торжественных мероприятий. Под песню «Гимн демократической молодежи* учащийся четвертого курса вносил в актовый зал знамя Лукояновского педучилища. Обычно ведущий собрания объявлял название мероприятия и говорил: «Знамя внести». Звучала музыка, вое вставали, пели, и знаменосец со знаменем заходил в зал, проходил среди рядов, поднимался на сцену, поворачивался лицом к присутствующим в зале и стоял со знаменем до окончания пения. Эта церемония была настолько торжественна, что сплачивала коллектив. По-моему, тогда каждый гордился, что учится в этом учебном заведении.
Какая почетная миссия у знаменосца, несбывшаяся мечта,-думал я с первого курса. Другие и учатся лучше меня, красавцем никогда не был, да и моя одежда вряд подходит для знаменосца...» Эта мысль не покидала меня в течение трех лет.
Моему счастью не было предела, когда, после окончания третьего курса, меня пригласили на выпускной вечер, чтобы принять знамя и быть очередным знаменосцем. Моя мечта стала реальностью. Конечно, я не сомневался, что это произошло только благодаря Александру Александровичу.

А.А.Куманев был одаренной личностью, во всем преуспевал, хочу заметить, по рассказам очевидцев, он прекрасно плясал. Во время выборов в 1948 году на избирательном участке в старом красном здании педучилища в одном из классов, подготовлен¬ном для зрелища, я слышал, как говорили взрослые, что должен подойти директор Куманев, которого можно попросить сплясать лезгинку. Велико было мое желание увидеть это, но нас, малышей, выпроводили из помещения, где звучала музыка.
В детстве и ранней юности я ревностно относился ко всем публикациям и рассказам о своем училище. Мне казалось, вряд ли кто знает и понимает его лучше, чем я. Ведь с ним связаны мои лучшие годы, с 7 до 18 лет, из которых около десяти я проживал, можно сказать, во всех его зданиях.
Не более четырех лет я проработал в школе, но на всю жизнь остался воспитателем. Занимая руководящие должности, старался не наказывать своих подчиненных, а убедить их не нарушать трудовую дисциплину.
По моему представлению Александр Александрович прямо-таки завораживал любую аудиторию, рассказывая о житейских ситуациях. Как сейчас вижу его выступающим с трибуны в актовом зале, и слышу его слова: «Как плотник ежедневно точит свой топор, так и учитель должен постоянно совершенствовать свои знания». Я всегда придерживался этого напутствия, какую бы должность ни занимал. И прежде чем что-то сделать, принять какие-либо решения, я всегда думал о том, как бы поступил мой учитель Куманев. Альберт ВАЛОВ, выпускник педучилища 1957 года.

НА ВЕРХНЕМ СНИМКЕ: оправа налево сидят А.Валов; М.Отрезов, выпускник училища, был авторитетным юристом Москвы; М .П.Козлова -Отрезовв; Ю.Н.Борисов, долгое время работал председателем райисполкома; верхний ряд справа налево Г.г.Козлова, преподаватель русского языка и литературы училища; А.П.Козлов с сыном Павликом, работал заведующим хозяйственным магазином; Е.П.Козлова-Борисова, работала учителем базовой школы.
НА НИЖНЕМ СНИМКЕ: А.И.Валов и Г.И.Цветкова, 2014 год.
Фото предоставлены В.В.КОМИССАРОВЫМ.
http://lukpravda.ru





Комментарии

Пока нет комментариев

Наверх