Сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе
Нижегородской области
Сегодня: 29 марта, 2024 (Пятница)
 Главная | Фотоальбомы
Помощь проекту
Карта Сбербанка:
4276 1609 4789 6784 (СМШ)
Последние комментарии
Евгений (Статьи)
4 февраля 2024 — 10:42
Моя бабушка как-то говорила: "мы не эрзя и не мокша. Мы - шокша" Она родом из Печь. >>>
Гость (Статьи)
28 ноября 2023 — 22:57
Материал сырой и не точный. >>>
petr123 (Статьи)
5 ноября 2023 — 00:01
Спасибо >>>
admin (Статьи)
4 ноября 2023 — 19:45
Добрый день. 1) Насколько я знаю, два ADSL модема не соединятся между собой. Только связка DSLAM и ADSL модем. В связке могут работать два SHDSL... >>>
petr123 (Статьи)
4 ноября 2023 — 17:49
Добрый день. Спасибо за скетч и схему Но у меня вопросы. 1) Я бы хотел промерить характеристики провода. Те у меня нету на обратной стороне провода... >>>
Прогноз погоды
Поиск по ключевому слову
Ежедневный гороскоп
Вчера  Сегодня  Завтра
Овен (21.03–20.04)
29.03.2024
Сегодня на вашу долю может выпасть участь, сходная с судьбой хозяина на большом и шумном балу. Придется потратить немало сил, чтобы убедиться, что всем весело, и развеселить особо тоскливых.
Случайное изображение
172.jpg
Мудрые мысли
Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
Ф. Достоевский
Реклама
Наш баннер
Лукоянов.Ру - сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе.


Фильтр:

Про любовь во все времена
22 Октября, 2016 - 19:11:25 (opergs)
А. В. Пищенкова.jpg «Заперли девку в конюшнике, чтоб и не думала поперёк родителей свою волю гнуть. Замуж надо идти не за мордвина, а за того, кого они выберут. Глупости из головы выкинуть и отца с матерью перед людьми не срамить…»

Широко раскинулось село Печи. Дома стоят, будто блюдца на скатерти. Судьбы русских и мокшан переплелись здесь тесно, не распутаешь. Заглянуть в прошлое села любопытно и поучительно. Помогли мне в этом заведующая клубом Галина Алексеевна Алькина и местная жительница Надежда Сергеевна Русяева. Воспоминания уносят моих собеседниц к далёким годам детства.
Надежда Сергеевна рассказала, как в Печах жгли уголь. Их, деревенских ребятишек, заставляли приглядывать, чтобы древесина не горела, а тлела.
- Сложат горбыли горкой и землёй присыплют. Мы купаемся в реке, но работу свою знаем: как только вырвется наружу открытый огонь, бежим скорее за взрослыми, - вспоминает Русяева.
- Печи для обжига углей стояли прямо на берегу, дымили беспрестанно, отсюда название и села, и реки, - добавляет Галина Алькина. - Лошадей не было, поэтому уголь возили на продажу на тачках за десятки километров: в Лукоянов, Починки и другие крупные сёла. Обратно возвращались не с пустыми руками. Уголь меняли на соль и спички.
Женщины указывают на место, где когда-то стояла церковь. Старики, проходя мимо, до сих пор осеняют себя крестом. Говорят, когда церковь ломали, на селе стоял плач, но храм разрушили до основания, даже фундамента не осталось. Спустя многие годы там находили захоронения священнослужителей.
От собеседниц я узнала, что когда-то село было разделено на две части: ала пей и вере пей. Название второй переводится как «верхний конец», он же, на деревенский манер, Мордовский конец, ныне улица Советская. Раньше люди, жившие в разных концах, мордовском и русском, практически не общались между собой.
Это сейчас в порядке вещей, когда русский берёт в жёны мордовку, а мордвин женится на русской. Тогда же смешанные браки не приветствовались. Но они были! Семья Русяевой - наглядный тому пример. Одна её бабушка русская по национальности, а другая - мокшанка.
Надежда Сергеевна рассказывает о традиционном наряде бабушки-мокшанки. Прежде всего он состоял из панара - вышитой рубахи из чистого льна. Лён выращивали здесь же, за селом. Чесали гребнем, ткали, а затем вышивали. Под рубаху надевали понкст - штаны на завязках. Рубаха подпоясывалась вышитым пояском. Довершал наряд кафтеньгурда. Это что-то типа верхнего платья с оборками, открытой спиной, длинным рукавом и без воротника. На голове мокшанки носили сороку, украшенную кудряшом из перьев, поверх надевали платок. На ногах - лапти и онучи. Хоронили мокшан тоже в лаптях. Обувь берегли, надевали редко, по большим праздникам.
Русская бабушка ходила преимущественно в кофтах и длинной юбке. На ногах - валенки. Особым шиком были чёсанки. Но стоили они дорого, были тоньше и носились без галош.

Галина Алькина поделилась историей замужества своей мамы:
- Сваты приехали - так она и узнала, что выходит замуж. Моя мама Ксения Сергеевна 1926 года рождения - старейшая жительница села. А отец был моложе. Родители рассудили так: женихов после войны совсем мало осталось, не ровен час, в девках засидится…
Пошла за нелюбимого. Но родители всё же оказались мудрее: стерпелось - слюбилось. Родили шестерых ребятишек. Однако счастье было недолгим: рано овдовев, Ксения поднимала детей одна.

Иначе складывалась история любви у бабушек Надежды Русяевой:
- Мои дедушка с бабушкой впервые увидели друг друга в церкви. Оба пели в хоре. Возникли взаимные чувства, и они решили пожениться. Но получить согласие на брак от родителей было практически невозможно: дедушка был мордвином, бабушка - русской. Узнав об этом, родители заперли девку в конюшнике, чтоб и не думала поперёк них свою волю гнуть. Замуж надо было идти за того, кого они выберут. Глупости из головы выкинуть и отца с матерью перед людьми не срамить. Но потом ничего, смирились.
Помолчав, Надежда Сергеевна продолжает:
- Каждая выходившая замуж мокшанка получала от отца парь, своеобразный сундук, вырубленный из ствола липы. Сразу после рождения в семье дочери в него складывали приданое. Потом, когда парь перестал использоваться по прямому назначению, бабушка солила в нём огурцы.
- Очень удобно, - соглашается Галина Алексеевна.

В семье Русяевых хранится подольская швейная машинка - богатое приданое.
- Русская бабушка родилась в 1905 году. Когда ей исполнилось одиннадцать, отец подарил машинку «Зингер». А замуж она вышла в шестнадцать. Вот и посчитайте, сколько машинке лет.
Мы дружно считаем. И, как ни крути, получается сто лет! А всё работает!
Приданое русской девушки складывали, разумеется, в сундуки. Они до сих пор хранятся в доме и используются по назначению.

Свадьбы в селе гуляли широко. Главным блюдом на мокшанской свадьбе был эшнице - омлет. Его делали в большой сковороде, запекали в русской печи и ставили молодым. Подавали ещё капусту, грибы. Делали квас - бозу. Это вообще отдельная песня. Есть, конечно, те, кто и сегодня ставит домашний квас по старинному рецепту, но дело это весьма хлопотное. Да и печей на всё село по пальцам одной руки пересчитаешь.
Из проросшего зерна и свёклы гнали самогон. Градусов в нём немного. Бывало, придут в праздник гости, хозяин поставит на стол четверть - бутыль на три литра. Выпили её - пошли дальше.
- Не пьянели, а веселились, песни пели, - говорит Надежда Русяева.
До сих пор в Печах пекут большие картофельные ватрушки - лангаперяка, готовят шонгарян. Последнее - жидкая каша: пшено, вода и молоко. И, конечно, шапамо ловца - ряженка на кислом молоке.
- Знаете, как проверить качество этого блюда? Нажмите ложкой. Осталась ямка - отлично, - поясняет Надежда Русяева. - Моя бабушка-мокшанка совсем не ела мяса. Однажды заболел сын, мой отец. Она пообещала перед иконами, что если он останется жив, откажется от мяса. И клятву сдержала: за всю жизнь не съела ни кусочка.

Попрощавшись с Надеждой Русяевой, поехали в сельский клуб. Здесь на небольшом пятачке собрана вся история села. Сохранился и женский мокшанский костюм. Бывшая учительница музыки, а ныне завпочтой Анна Всеволодовна Пищенкова знакомит нас с национальным нарядом (на снимке) и так заинтересовавшей меня лентой с перьями.
Традиции и обычаи прошлого постепенно забываются, теряются в суете обыденных дел, но сохранить их нужно обязательно. Они, как чистый источник, наполняют нас любовью и уважением к родной культуре.

автор Лариса СТЕШИНА
Фото автора
http://lukpravda.ru

Комментарии

Пока нет комментариев

Наверх